Saturday, May 31, 2014

1 Спецпереселенцы в Западной Сибири Весна 1931 начало 1933

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ   ИСТОРИИ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ИНТЕРЦЕНТР

СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
весна 1931 — начало 1933 года








Ответственные редакторы доктор исторических наук В.П.Данилов кандидат исторических наук С.А.Красильников
Книга издана при финансовой поддержке коммерческого регионального акционерного банка " Новосибирсквнешторгбанк "
• ЭКОР • НОВОСИБИРСК 1993
ББК 63-3(2)714 С72
Рецензенты доктор исторических наук И.С.Кузнецов кандидат исторических наук С.А.Папков
Утверждено к печати Институтом истории СО РАН

С72 Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 — начало 1933 гг. /Сост. С.А.Красильников, ВЛ.Кузнецова, Т.Н.Осташко, Т.Ф.Павлова, Л.С.Пащенко, Р.К.Суханова. — Новосибирск, 1993. —341с.

В сборнике приводятся не публиковавшиеся ранее документы из рассекреченных фондов государственного архива Российской Федерации и государственного архива Новосибирской области, раскрывающие вторую волну депортации крестьянства (весна-лето 1931 г.), ее результаты и последствия. Представленные источники позволяют вскрыть механизм выработки партийно-государственной политики по отношению к репрессированным и превращенных в спецпереселенцев крестьянам, а также проследить ее воплощение на региональном, западносибирском уровне. Помимо основного корпуса источников, книга включает приложение, состоящее из информационно-справочных материалов, а также вступительную статью и комментарии специалистов.
Издание тематически и хронологически является продолжением ранее вышедшего сборника, охватывавшего период 1930-весну 1931 гг. и рассчитано не только на историков, но и на широкий круг читателей.
с ЮМОИИОТ без обьявл. — II полугодие 1993 г. ББК 63.3(2)714
6А8 (03)


ISBN 5—85618—008—9


© Государственный архив Российской Федерации © Государственный архив Новосибирской области © Институт истории СО РАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий сборник продолжает серию документальных публикаций, раскрывающих трагическую судьбу отечест­венного крестьянства. Хронологически он охватывает период с весны 1931 по весну 1933 г., в ходе которого по стране прокатилась вторая и по ряду регионов более сильная, чем прежде, волна раскрестьянивания, мощная как по своим масштабам, формам организации, так и по результатам и последствиям не только для крестьянства, но и для общества в целом.
События, развернувшиеся в западно-сибирской деревне в 1931 г., имели свою логику. Краевые власти, осу­ществившие в 1930 г. экспроприацию и выселение в север­ные районы до 20 тыс. "кулацких" хозяйств, не считали эту задачу выполненной и превратили ее осуществление в перманентную кампанию. Так, уже в первые три месяца 1931 г. из районов сплошной коллективизации была пре­вентивно выселена "наиболее активная и злостная часть кулачества" — всего чуть более 700 крестьянских семей. И хотя даже в этой локальной акции наблюдались так назы­ваемые перегибы в отношении середняков, на весну 1931 г. органами ОГПУ по Западной Сибири намечалась широко­масштабная операция по "внутрикраевому переселению 40 тыс. кулацких хозяйств". Операция, одобренная в Москве на уровне Политбюро ЦК ВКП(б), проводилась в рамках кампании по высылке и переселению в масштабах страны почти 200 тыс. крестьянских семей. По принятым директивным установкам внутри Западной Сибири депор­тация осуществлялась главным образом в направлении с юга на север, в так называемые северные (нарымские) ко­мендатуры СибЛага. Перемещаемые с западных территорий страны (Московская область, Башкирия) 10 тыс. крестьянских хозяйств власти расселяли в "южных"
3
(проммтлгиимх) комендатурах Кузбасса; их труд исполь­зовался на Куэиецкстрое, новом шахтном строительстве, на золотых приисках и т.д. Всего же в результате депор­таций 1930—1931 it. в Западно* Сшбшрш в комендатурах ^Р*" СибЛага било размещено более 80 тыс. сшей общей численностью 363 тыс. чел., из доне в Нарымском крае — 68 тыс семей, или 284 тыс чел. Согласно статистике i СябЛага, 2/3 спецпереселенцев региона составляли мест­ные, сибирские, "кулаки44, в северных комендатурах их да­ли достигала 9/10. Потоки принудительной миграции изменили демографическую ситуацию в регионе: насе­ление северных районе» краж выросло со 119 до 300 тысчел., т.е. почти втрое, произошло удвоение населения промышленных районов Кузбасса.
В 1932т. численность и дислокация спецпереселенцев в Западной Сибири существенно не изменились. Намечен-ные ОГПУ планы новой массовой депортации крестьянства (38 тыс. хозяйств) весной — летом 1932 г. под лозунгами счистки деревни от "довыявленных кулаков44 и "проникших в колхозы и совхозы контрреволюционных элементов" в мае 1932 г. были отменены Политбюро ЦК -ВКП(б). Остановилось и запланированное в Западной Ц
Сшбшрш внутрихраевое спецпереселение 7 тыс "кулацких44  ' хозяйств. Нехватка рабочих рук в Кузбассе была у стране-      v на за счет плановой переброски СибЛагом 2 тыс. семей из карымских комендатур.
К началу 1933 г. положение в комендатурах СибПага стабилизировалось, численность спецпереселенцев даже несколько уменьшилась. Так называемая плановая убыль и (смертность, побеги, передача нетрудоспособных на иж­дивение родственников и т.д.), определяемая статис- » тиками СнбЛага в 5% за полугодие, только отчасти вос­полнялась депортацией крестьянства из западных районов страны и юга региона: Ситуация существенно нашла ме­няться с весны 1933 г., с началом третьей волны массовой депортации на восток, связанной главным образом с чисткой города» и приграничных территорий от так назы­ваемых деклассированных элементов. С этого времени спецпереселеяие теряет свой преимущественно кресть­янский облик.
Крестьянская ссылка 1931—1932 гг. несла на себе отпе­чаток изменившихся по сравнению с 1930 г. побудитель­ных мотивов со стороны политического режима. В перечне 9 основных целей конфискация отодвигалась на задний плац (экономические позиции зажиточного крестьянства к вес­не 1931 г., по заключению краевых властей, "были резко
4
подорваны"), зато чем дальше, тем большее значение приобретала задача обеспечения экономики таким ресур­сом, как принудительно используемая крестьянская "рабсила". Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что на созданную решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 г. комиссию, включавшую зам. пред. СНК СССР А.Андреева (председатель), Г.Ягоду и П.Постыше-ва, возлагалось "наблюдение и руководство работой по вы­селению и расселению кулаков" в первую очередь в целях рационального использования труда последних в различных отраслях экономики. Красной нитью через за­седания комиссии Андреева проходило рассмотрение зая­вок от хозяйственных наркоматов и ведомств на использо­вание труда спецпереселенцев. И вполне логично, что с определенного момента именно потребности экономики и заявки ведомств стали оказывать значительное, возможно определяющее, воздействие не только на территориальное размещение спецпереселенцев, но и на сроки и масштабы кампаний по высылке крестьянских хозяйств в 1931—1932 гг.
Механизм разработки и принятия ключевых решений по вопросам спецпереселенцев имел трехуровневый харак­тер. Важнейшую роль здесь играла так называемая комиссия Андреева (с октября 1931 г. до конца 1932 г. ее возглавлял Рудзутак). В качестве рабочего органа Политбюро ЦК ВКП(б) она регулярно заседала и готовила проекты, решений Политбюро по спецпереселенцам, опираясь при этом на аппарат органов ОГПУ. Политбюро принимало предложения комиссии практически без попра­вок, и только в единичных случаях уже утвержденные Политбюро решения подвергались в последующем серьез­ной корректировке н даже отменялись как ошибочные. Пройдя высшую партийную инбт&нцию, решения про­водились (оформлялись) "в советским порядке" как поста­новления СНК или ЦИК СССР. Государственные поста­новления не публиковались в печати (исключение состав­ляло постановление ЦИК СССР of 3 июля 1931 г. "О вос­становлении кулаков в граждански* правах"), из них убиралось любое упоминание о реальном создателе доку­мента — комиссии Политбюро. Между тем контрольные функции за реализацией конкретного решения возла­гались на ту же комиссию Андреева-Рудзутака. С осени 1931 г. начало возрастать значение органов ЦКК — РКИ (центральных и местных), располагавших аппаратом для анализа и проверки выполнения решений Центра на мес­тах.
На краевом уровне решение вопросов высылки, рассе­
ления и использования труда "кулацких" хозяйств имело определенную специфику. Здесь некоторым аналогом комиссии Политбюро выступала созданная решением бюро крайкома в августе 1931 г. и действовавшая до осени 1932г. Междуведомственная комиссия по устройству и хозяйст­венному использованию спецпереселенцев под председа­тельством полномочного представителя ОГПУ по Запсибкраю Л.Заковского (комиссия Заковского). Комиссия опиралась в своей деятельности на аппарат СибЛага, ее основной задачей являлся контроль за испол­нением постановлений центральных и краевых органов, касающихся спецпереселенцев, а также координация дея­тельности местных государственных и хозяйственных уч­реждений, в ведение которых поступали спецпереселенцы.
Центральная и краевые (областные) комиссии по спец­переселенцам, несмотря на свой формально меж (над) ве­домственный статус, контролировались и направлялись руководством ОГПУ. Роль последнего в системе государст­венных органов с начала 30-х гг. резко возрастает: помимо обычных функций, очерченных положением об ОГПУ, он концентрирует в свода руках основную массу лиц, лишен­ных свободы, и становится тем самым обладателем ценней­шего экономического ресурса — рабочей силы заключен­ных лагерей и спецпереселенцев. Передача весной 1931 г. НКВД РСФСР и других союзных республик в ведение ОГПУ (ГУЛага) сети комендатур со штатами, материаль­ной базой и финансированием стала вехой на пути превра­щения репрессивного органа в могущественное экономиче­ское ведомство с собственной развитой инфраструктурой.
Борясь за подчинение себе лиц, лишенных свободы, ОГПУ имело более далеко идущие планы, нежели простое снабжение рабочей силой других наркоматов и ведомств. В апреле 1930 г. Ягода высказал идею колонизации Севера и освоения колоссальных природных ресурсов путем соз­дания там из заключенных тюрем и лагерей, а также ссыльных сети колонизационных поселков. Потоки принудительной миграции крестьянства направлялись с 1931 г. уже более осознанно с учетом целей и задач осуще­ствления экономической (колонизационной) политики, в воплощении которой значение ОГПУ существенно возра­стало. Отныне в балансе рабочей силы, требуемой для освоения восточных территорий страны, так называемый' спецконтингент играл важную, а в реализации ряда народ­нохозяйственных программ и решающую роль.
Сосредоточение в своих руках всей технологии насилия в отношении "раскулаченных" принесло для ОГПУ и ряд
специфических проблем и забот. ОГПУ вступило в слож­ные и нередко конфликтные взаимоотношения с хозяйст­венными учреждениями, с одной стороны, и партийно-го­сударственными структурами — с другой. Имея возмож­ность благодаря статусу комиссии Андреева-Рудзутака распоряжаться крупными материальными ресурсами и де­нежными фондами через централизованную государствен­ную систему, ОГПУ получило определенную страховку, компенсировавшую неизбежные в таком деле промахи н издержки. Это в сочетании с возможностью ОГПУ напря­мую влиять на сроки, масштабы и маршруты крестьянских спецпереселений ставило данную организацию в заведомо выгодное положение при заключении договоров ГУЛагом ОГПУ с хозяйственными организациями на использование труда спецпереселенцев.
Приведенный в сборнике значительный объем межве­домственной переписки до известной степени способен представить ОГПУ—ГУЛаг—СибЛаг в роли поборника и заступника спецпереселенцев: здесь и требования об уско­рении жилищно-бытового строительства в комендатурах, меры по обеспечению комендатур медицинским и культур­ным обслуживанием, выявление фактов издевательства работников хозорганов над спецпереселенцами, наказание функционеров (в том числе и СибЛага), виновных в долж­ностных преступлениях па отношению к слецпереселен-цам, и т.д. Однако за всем этим скрывались жесткие корпо­ративные интересы карательно-репрессивных структур. Договора, заключаемые ГУЛагом—СибЛагом с тем или иными хозяйственными ведомствами об использовании труда спецпереселенцев, являлись результатами согласо­вания интересов этих двух сторон за счет третьей — спец­переселенцев. Последние воспринимались договарива­ющимися сторонами не более как "рабсила", дешевый и быстро восполняемый ресурс, аналогичный инвентарю или рабочему скоту. Стиралась грань, различающая, скажем, договора СибЛага с лестрестом о предоставлении для рабо­ты в леспромхозах нескольких тысяч семей спецпереселен­цев и того же СибЛага с ведомством Союзконь о поставке нескольких тысяч лошадей в северные комендатуры. СибЛаг имел прямую экономическую заинтересованность в рациональном использовании труда спецлереселенцев — с заработка последних в пользу СибЛага отчислялось от 15% (осень 1931 г.) — 5% (с 1932 г.). Имел свое объяс­нение и жесткий контроль ГУЛ агат-СибЛага за расходо­ванием хозорганами денежных средств ц промышленных и продовольственных фондов и товаров, отпускаемых цент­
7
ралиэованно и целевым назначением дли нужд спецпересе­ленцев. Совершенно очевидно» что при разбазаривании и обезличке этих средств и фондю условии труда и быта спецпереселенцев ухудшались, возрастали заболеваемость и смертность, дезорганизовывался внутренний распорядок комендатур, усиливались бродяжничество, побеги. Как предельный случай можно упомянуть о факте восстания спецпереселенцев в Парбигской комендатуре (Нарымский край) в конце июля 1931 г. Поэтому контроль за созданием для спецпереселенцев минимально достаточных условий труда и жизни был для работников комендатур и руковод­ства СибЛага средством поддержания собственного благо­получие»
Существовало, однако, коренное противоречие, не поз­волявшее уравновесить интересы репрессивных и хозяйст­венных структур в отношении спецпереселенцев.Невоз­можно было, поставив вчерашних крестьян в положение сосланных, неправовых граждан, требовать от хозяйствен­ных работников всех уровней "нормального" отношения к спецпереселенцам с точки зрения оплаты и охраны труда, снабжения и т.д. наравне с вольнонаемными.К тому же ме­стные работники имели перед глазами многочисленные проявления того режима, который усилиями аппарата ко­мендатур в спецпереселенческих поселках устанавливался аналогачный лагерному. Не случайно, что коща межве­домственные конфликты между ГУЛагом и хозорганами требовали привлечения "третейской силы" в лице органов КК — РКИ, то в результате обследования последними ко­мендатур выявлялись факты преступного отношения к спецпереселенцам не только работников хозорганов, но и комендатур. Таким образом, противоречия были налицо: спецпереселенцы не являлись заключенными, лишенными свободы на определенный срок, но и не были свободными; их труд, фактически принудительный, должен был оплачиваться по стандартам вольнонаемного труда. Есте­ственно, что на практике все значительно упрощалось, и правовая дискриминация влекла за собой дискриминацию в оплате по труду, в бытовом положении и т.д.
Там же, где система ГУЛага действовала внешне гуман­но, бытовали по сути те же, прагматические, подходы к судьбам спецпереселенцев. Акция 1931—1932 гг. по пере­воду глав'семейств, находившихся в тюрьмах и лагерях, в спецпоселения для воссоединения^ находившимися в ко­мендатурах семьями явилась осмыслением последствий 1930 г., коща разъединение семей повлекло за собой повы­шенную смертность и побеги. Разрешение с 1931 г. с ведо­
8
ма ОГПУ родственникам брать из комендатур на свое иждивение нетрудоспособных (детей, инвалидов, стариков) избавляло ГУЛаг от необходимости t тратить средства на их содержание. Разрешение браков между спецпереселенцами и "правовым населением" также не было показателем мягкости режима пребывания, посколь­ку заключение браков не влияло на изменение статуса спецпереселенцев. Проводившаяся особая "молодежная" линия, связанная с предоставлением подросткам и моло­дежи возможности для обучения в школах II ступени, профориентации, досрочного восстановления в граж­данских правах и т.д., имела целью "скорейший отрыв мо­лодежи от стариков", что влекло за собой создание и уг­лубление конфликта поколений. Насаждавшуюся в комен­датурах осведомительную сеть агентов рекомендовалось создавать в первую очередь из числа молодежи.
Поставленное в экстремальные условия борьбы за выживание в спецпоселении (до 1935 г. в северных комен­датурах края шел процесс депопуляции населения, смерт­ность в несколько раз превышала рождаемость) крестьян­ство искало и находило способы смягчения своего поло­жения, но столь же очевидны и понесенные им издержки, связанные с утратой традиционных черт культуры, быта, мотивации деятельности, что требует особого осмысления.
Данный сборник тематически и хронологически являет­ся продолжением документального издания "Спецпересе­ленцы в Западной Сибири. 1930 — весна 1931 г." (Но­восибирск, 1992).
В.Л.Данилов С.А.Красильников
9
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Документы данного издания сгруппированы вокруг взаимосвязанных аспектов — разработка партийно-госу­дарственной политики по отношению к спецпереселенцам в указанный период и ее реализация в Западно-Сибирском регионе.
Первый раздел составляют директивные материалы го­сударственных органов власти и управления (СНК СССР и ЦИК СССР) и циркуляры, меморандумы, инструкции ГУЛага ОГПУ. Второй раздел представлен постанов­лениями краевых партийных и советских органов. В третий, наиболее обширный, раздел включены разнообраз­ные источники, отражающие воплощение разработанного директивными органами курса: отчетно-итоговые докумен­ты, протоколы, стенограммы, докладные записки, справки и переписка партийных, советских и ведомственных струк­тур о высылке, размещении и использовании труда спецпе­реселенцев в экономике региона. В приложении дается информационно-справочный и статистический материал о комендатурах.
В сборнике публикуются документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Государственного архива Новосибирской области (ГАНО), включающего с 1991 г. и материалы бывшего областного партийного архива. Для работы над примечаниями использованы до­кументы Архива Президента Российской Федерации (АПРФ),
В ГАРФ выявление и отбор документов проводились в фондах Совета Народных Комиссаров СССР и Отдела спецпоселений ГУЛАГа. В ГАНО изучены фонды партийных и государственных органов Западно-сибирского края — крайкома, крайисполкома, особенно отделов пос­леднего, которые были задействованы в формировании
Ю
культурно-бытовой и производственной инфраструктуры комендатур СибЛага — земельного управления, отделов здравоохранения и народного образования и т.д.
Сложность формирования корпуса источников для публикации определялась отсутствием в архивах фонда Сибирского управления исправительно-трудовых лагерей (СибЛага). Проведенная работа по выявлению документов управления СибЛага, направляемых последним в партийные и советские органы, позволила до известной степени восполнить эту лакуну в источниковой базе. Вме­сте с тем часть выявленных в фондах партийных и государ­ственных органов документов этого ведомства сохранилась в форме незаверенных копий, подлинность которых уста­новить не удалось.
Сложность состояла и в нахождении оптимального соот­ношения между источниками директивного и отчетного, справочного характера. В сборник включены основные пос­тановления СНК СССР, посвященные вопросам организации высылки, размещения, хозяйственного уст­ройства и использования труда спецпереселенцев. Публикуются и ключевые решения краевых партийных и советских органов. Что же касается директивных докумен­тов ГУ Лага, то из значительной массы циркуляре», инструкций, меморандумов и т.д. отобраны те, которые либо раскрывают важные звенья механизма воплощения политики по отношению к спецпереселенцам в масштабах страны, либо непосредственными адресатами имеют ПП ОГПУ по Западной Сибири или СибЛаг. При формировании раздела, представленного источниками отчетного характера, перепиской и т.д. приоритет отдавал­ся документам итогового содержания, раскрывающим ход реализации принятых решений, а так же источникам, ко­торые раскрывали основные стороны жизнедеятельности спецпереселенцев и функционирования комендатур СибЛага.
Археографическая обработка текстов документов прове­дена в соответствии с "Правилами издания исторических документов в СССР" (2-е изд., М., 1990). Заголовки доку­ментов, как правило, даны составителями. Документы СНК и ЦИК СССР помещены под собственными заголов­ками. В случае отсутствия точной даты она определялась по содержанию, сопроводительному письму или смежным документам. Текст документов передан в новой орфог­рафии. Все места, вызывавшие сомнение или архаические конструкции фраз составители сопровождали подстрочным указанием — "так в тексте".
При археографической обработке не всеща унифици­ровались сокращенные слова. В зависимости от словосоче­тания допускалась различная форма сокращений. Воспол­няемые составителями недостающие в некоторых докумен­тах отдельные слова и части слов заключены в квадратные скоба или сговорены в подстрочных примечаниях.
Примечания по содержанию документов написаны на основании архивных документов, не вошедших в основной корпус источников, и призваны дать дополнительную информацию об истории создания того или иного докумен­та, пояснить отдельные факты и т.д. Примечания по содер­жанию документов даны в порядке валовой нумерации и помещены в конце сборника. Подстрочные примечания обозначены звездочками.
Составители сборника: СА.Красильников, Т.Н.Осташ-ко (Институт истории СО РАН), В Л.Кузнецова, Л.С.Па­щенко, Р.К.Суханова (ГАНО), Т.Ф.Павлова (ГАРФ),
Примечания подготовлены С.А.Красильниковым, Т.Н.Осташко.
12
Раздел I
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР "О ПЕРЕСЕЛЕНИИ КУЛАЦКИХ ХОЗЯЙСТВ**1
20 марта 1931 г.
( СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТА­НОВЛЯЕТ:
1. Ассигновать ОГПУ из резервного фонда СНК СССР по бюджету 1931 г. б 457 ООО руб. на расходы по изъятию кулацких семейств.
2. Предложить НКПС производить специальные пере­возки ОГПУ в кредитовом порядке.
3. Расходы по специальным командировкам охраны НКПС отнести на смету НКПС
4. Обязать исполкомы предоставлять по указаниям ОГПУ коммунальны услуги.
5. Предложить НКСнабу СССР дать распоряжения на места обеспечить отпуск продовольствия эшелонам по пути их следования и в местах расселения по указаниям ОГПУ.
6. Обязать Госплан удовлетворить заявку на необ­ходимые стройматериалы в сроки по указаниям ОГПУ.
7. Предложить НКЗдраву РСФСР организовать медпо­мощь в пунктах по указанию ОГПУ.
Зам. Председателя Совета Народных
Комиссаров СССР Я.РУДЗУТАК
Управляющий Делами Совета Народных
Комиссаров СССР П.КЕРЖЕНЦЕВ
ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 57, д. 14, л. 148. Подлинник
13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР ОБ УСТРОЙСТВЕ СПЁЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ2
1 июля 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТА­НОВЛЯЕТ:
1. Поручить ОГПУ административное управление всеми спецпереселенцами и хозяйственное использование их труда как по договорам с промышленными и сельскохозяй­ственными организациями, так и путем непосредственной организации различных предприятий.
2. Ассигновать в распоряжение ОГПУ из резервного фонда СНК СССР на расходы в течение 1931 г. по пересе­лению, водворению и освоению кулацких хозяйств — руб. 2 8027 400/
3. Признать, что суммы, отпускаемые в пределах — 28 027 400 — на жилстроительство в размере 8 000 000 руб. и на приобретение инвентаря в размере 1064 000 руб., под­лежит возврату в доход казны, начиная с 1933 г. равными частями в течение 3 лет, а 2 000 000 руб. на завоз продо­вольствия для 1932 г. подлежат возврату в годовой срок, начиная с 1 мая 1932 г.
4. Предложить ОГПУ принять от соответствующих организаций и сосредоточить в своем ведении все ма­териальные денежные фонды, отпущенные на спецпересе­ленцев в 1930 и 1931 гг.
5. Обязать все хозорганизации, использующие труд спецпереселенцев, устанавливать оплату их труда и снаб­жать их на равных с прочими работающими в этих организациях основаниях.
6. Поручить ОГПУ при заключении договоров с хозор-ганизациями на использование труда спецпереселенцев ус­танавливать передачу в распоряжение ОГПУ отчислений от всех заработков спецпереселенцев в размере 25%, а также всех установленных законом начислений на зарпла­ту для использования этих средств на расходы по управ­лению и культурному обслуживанию спецпереселенцев.
7. Предложить НКЗдравам и НКПросам союзных рес­публик организовать по указанием ОГПУ за счет средств, указанных в-п.6, в местах расселения спещереселенцев сеть школ и лечебных учреждений.
8. Предложить НКЗемам РСФСР и КазАССР обес­печить в местах по указанию ОГПУ наделение спецпересе-
14
ленцев пахотноспособными землями в необходимых разме­рах, а также снабжение их для подготовки и проведения весеннего посева 1932 г. всем необходимым — сельскохо­зяйственным инвентарем и посевными материалами.
9. Поручить ОГПУ, по соглашению с НКЗемом, устано­вить размеры, порядок и сроки возврата ссуд, предоставляе­мых спецпереселенцам на сельскохозяйственные надобности.
10. Обязать НКПС принять немедленно все меры к обес­печению срочной, по указанию ОГПУ, перевозки в Казах­стан всех контингентов спецпереселенцев и относящихся к ним грузов.
11. Предложить Центросоюзу обеспечить срочный завоз продовольствия для спецпереселенцев по указаниям ОГПУ, для чего Госбанку надлежит увеличить лимит Цен­тросоюза на 2 ООО ООО руб.
12. Предложить Центросоюзу и Госбанку срочно уста­новить размер (завоза) в течении III квартала во все места расселения спецпереселенцев продовольствие и прочих предметов снабжения с учетом сезонности заготовок и необ­ходимости своевременного завоза в отдаленные местности и включить соответствующие суммы в кредитный план Гос­банка на III квартал с учетом, по согласованию с ОГПУ, средств, отпускаемых на эту надобность по госбюджету.
13. Предложить ЦУдортрансу выделить на время опе­раций в Казахстан 15 пятитонных машин для перевозки на большие расстояния женщин и детей спецпереселенцев.
Зам. Председателя Совета Народных
Комиссаров СССР Я.РУДЗУТАК
Управляющий Делами Совета Народных
Комиссаров СССР П.КЕРЖЕНЦЕВ
ГАРФ, ф. 446, оп. 57, д. 15, л. 81—83. Подлинник
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СОЮЗА ССР О ПОРЯДКЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВАХ ВЫСЕЛЕННЫХ КУЛАКОВ*
3 июля 1931 г.
Президиум Центрального исполнительного комитета Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Кулаки, лищенные на основании конституций союзных
республик и общесоюзной инструкции о выборах в Советы избирательных прав и выселенные по постановлению общих собраний граждан села и местных органов власти за противосоветские и противоколхозные выступления (под­жоги, бандитизм и т.п.) из пределов сел и поселков, в кото­рых они ранее проживали, восстанавливаются по исте­чении пяти лет с момента выселения во всех гражданских правах и получают право избирательного голоса при ус­ловии:
а) если они в течение этого срока на деле докажут, что прекратили борьбу против организованного в колхозы кре­стьянства и мероприятий советской власти, направленных на подъем сельского хозяйства;
б) если они покажут себя на деле честными и добросове­стными тружениками.
Председатель ЦИК Союза ССР М.КАЛИНИН
Секретарь ЦИК Союза ССР А.ЕНУКИДЗЕ
Сборник законов Союза ССР. —-1931. — N5 44. —Ст. 298
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР О СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦАХ4
16 августа 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
В целях полного использования рабсилы спецпереселен­цев и закрепления их на местах поселения, особенно для создания постоянных кадров рабочих в лесной промышлен­ности Сибири, Урала, Севкрая и др. районов, Совет Народ­ных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Выделить спецпереселенцам в соответствующих районах для огорода и посевов в 1931 г. и весной 1932 г. земли — 240 тыс.га;
из них: под толевые культуры — 84 тыс.га
в том числе озимых посевов 1931 г. — 18 тыс.га и под огородные культуры — 156 тыс.га
Для выполнения этого плана обязать НКЗем Союза ССР в 2-месячный срок завезти в места расселения: сельхозинвен-таряна — 5 400000руб., семян — на 11 330тыс руб.
16
Обязать НКСнаб и местные краевые органы заготовить и передать в 2-месячный срок на места расселения спецпе­реселенцев: лошадей — 20 тыс. юлю на 7 360 ООО руб.; коров — 33 тыс. голов на 4 885 ООО руб.; свиней — 8,3 тыс. голов на 621 ООО руб.; птицы разной на 150 ООО руб.
Весь завозимый скот должен быть из пород данного края.
Обязать НКЗем Союза и ВСНХ провести работы по улучшению земельных фондов на сумму 9 499 ООО руб. Ассигновать на все вышеперечисленные расходы 40 млн
руб.
Намеченные выше затраты на спецпереселенцев производить в основном в виде выдачи возвратных ссуд спецпереселенцам с погашением этих ссуд в течение двух лет, начиная с конца 1932 г.
•2. Ассигнования по государственному бюджету на спец-переселенцев выдаются НКФином из средств, предусмот­ренных в бюджете на каждый квартал по планам, согласо­ванным наркоматами или соответствующими хозорганами с ОГПУ. Размер средств, необходимых на каждый квартал, хозоргаиы устанавливают совместно с НКФином и ОГПУ.
3. Разрешить каждому спецпереселенцу приобретать за собственный счет или из специально отпущенных кредитов лошадь, корову, овец, свиней, коз и птицу.
4. Весь прибывающий из районов выселения про­дуктивный и рабочий скот, с[ельскоХозяйственный] инвентарь, а также скот и инвентарь, забрасываемый в порядке дополнительного снабжения спецпереселенцев, передается на договорных началах или в личное пользо­вание спецпереселенцев, если они ведут индивидуальное хозяйство или обобществляются, если хозяйство ведется на артельных началах.
Там, где спецпереселенцы используются как наемная рабочая сила в совхозах, рабочий скот и с [ель ]х [оз инвен­тарь поступают в распоряжение совхозов.
5. Все спецперессленцы, как правило, в течение двух лет освобождаются от всех налогов и сборов и заготовок с [ель ]х [оз ]прод\ ктов.
Отменить решения местных органов, запрещающих организации, огородных хозяйств спецпереселенцами, за­нятыми в промышленности.
6. Предложить НКСнабу выделить из централизован­ных заготовок 2500 гони озимой рядовой семенной ржи для спецпереселенцев Западной Сибири.
Отпуск произвести в 3-дневный срок из имеющихся в наличии запасов на месте либо путем отгрузки с Урала.
17
Отгрузку производить маршрутами по указанию Управ­ления лагерями ОГПУ.
7. Хозяйственное устройство спецпереселенцев произ­водится: а) путем использования спецпереселенцев в про­мышленности с одновременной организацией для них не­большого подсобного сельского хозяйства (овдродно-овощ-ное);
б) организации совхозов, в которых спецпереселенцы используются как основная наемная рабочая сила;
в) организации спецпереселенцев в неуставные артели, с передачей им на договорных началах с [ельско ]х [озяйст-веного ] инвентаря и тягла.
8. Все работы по подготовке земельных фондов для спецпереселенцев, расселяемых в совхозах или организуе­мых в неуставные артели, снабжение их сельскохозяйст­венными машинами, инвентарем, рабочим и про­дуктивным скотом и организация сельскохозяйственного производства спецпереселенцев осуществляются НКЗемом Союза через НКЗемы союзных республик и их совхозные системы, на территории которых проводится расселение спецпереселенцев. В отношении спецпереселенцев, ис­пользуемых в промышленности, эти мероприятия осущест­вляются соответствующим^ промышленными организаци­ями и предприятиями.
9. Организация самих поселков для спецпереселенцев и * проведение   для   них   жилищного   и   хозяйственного строительства осуществляется:
а) для передаваемых в промышленность и в совхозы — соответствующими хозорганами;
б) по Нарымскому краю  (в Зап.  Сибири)  и в Акмолинском районе Казахстана — ОГПУ;
в) в остальных районах, ще спецпереселенцы размеща­ются в сельском хозяйстве, — соответствующими сельхо­зорганами совместно с ОГПУ.
10. Все занятью в совхозах спецпереселенцы прирав­ниваются по зарплате, нормам снабжения продо­вольствием и промтоварами, жилищным условиям и ме-добслуживанию к вольнонаемным сельскохозяйственным рабочим.
11. На всех спецпереселенцев, занятых в совхозах, ОГПУ заключает договора с совхозными системами, и пос­ледние включают таковых в свою систему совхозов.
18
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЖИЛСТРОИТЕЛЬСТВЕ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
12. Разрешить спецпереселенцам, занятым в качестве рабочей силы в промышленности и в сельском хозяйстве, строить себе индивидуальные жилища (избу и хозпост-ройки), предложив хозорганам не устанавливать обяза­тельного размера жилища и его планировки, указав только спецпереселенцу место постройки и обеспечив противопо­жарные мероприятия.
Предложить ОГПУ и соответствующим органам оказы­вать-содействие спецпереселенцам в смысле предостав­ления необходимых кредитов, стройматериалов, инстру­ментов и т.п., причем это индивидуальное строительство может быть проводимо как в рабочее время по соответству­ющим разрешениям хозорганов, так и в выходные дни и после работы.
Это решение не освобождает хозяйственников от обя­занности обеспечить в срок занятых в них спецпереселен­цев постоянными жилищами.
13. Для обеспечения строительства спецпереселенцев отпустить соответствующее количество фондов строитель­ных материалов и инструментов (стекла, железа, скобяных товаров, топоров, молотков, пил). Обязать тов.Фушмана (по линии ВСНХ), тов. Бермана (по линии ОГПУ) осу­ществить это решение, доставив эти фонды на места с таким расчетом, чтобы они успели к стройке.
О КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛАХ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
14. Обязать Всекопромсовет и ОГПУ в декадный срок определить районы и виды развертывания кустарных про­мыслов в пунктах поселения спецпереселенцев.
О МЕДИКО-САНИТАРНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
15. Утвердить разработанный НКЗдравом и ОГПУ план строительства и организации лечебной сети, возложив ока­зание лечебной помощи на НКЗдрав, а строительство на хозорганы, использующие спецпереселенцев.
В тех районах, где поселковое строительство ведется органами ОГПУ, строительство амбулаторий, больниц, бань и квартир для врачей возлагается на ОГПУ.
16. Средства на строительство лечебных и санитарных
19
учреждений (в том числе бани и водоснабжение) в 1931 г. предусматриваются за счет специальных ассигнований хо-зорганами, а в 1932 году должны быть включены в их промфинпланы. Поручить НКФину совместно с ВСНХ определить источники покрытия расходов, уточнив сметы, представленные НКЗдравом.
17. Принять к сведению сообщение НКЗдрава, что им сделаны распоряжения о переброске из центральных рай­онов Союза и внутрикраевых перебросках медперсонала:
а) врачей —135, из hex
 
в Казахстан —  27   
на Урал —  53   
в Зап. Сибирь —  17   
в Севкрай —  15   
на Дальний Восток —  4   
в Вост. Сибирь —  13   
в Якутию —   1   
в Ленингр. область —  3   
на Сев. Кавказ -  2:  
б) фельдшеров в счет потребных 754 чел. направляется 200 чел. из окончивших медтехникумы. Остальная потреб­ность будет покрываться за счет выявления фельдшеров из состава спецпереселенцев и путем внутрикраевых перебро­сок.
Предложить облисполкомам и крайисполкомам обес­печить проведение этой переброски и оказать содействие органам НКЗдрава. Через 10 дней заслушать сообщение тов. Владимирского о ходе переброски.
Предложить ОГПУ и НКЗдраву дать распоряжение на места об обеспечении врачей, посылаемых в районы спец­переселения, помещениями в первую очередь.
18. Установить порядок соцстрахования работающих в обобществленном секторе спецпереселенцев наравне с вольнонаемными рабочими и утвердить положения, выра­ботанные совещанием Цустраха* ОГПУ и НКЗдрава от 5.08.1931 г.
19. Предложить НКСнабу по соглашению с ОГПУ уста­новить порядок снабжения детей спецпереселенцев.
20. Обязать Центросоюз завезти в спецпоселения пред­меты санитарии и гигиены, в первую очередь мыло.
21. Кроме организации сети лечебных учреждений обя­зать НКЗдрав выделить специальный эпидемический фонд денежный и материальный, организуя борьбу с заразными болезнями немедленно по их выявлении в поселках спец­переселенцев. -
20
22. Круглых сирот спецпереселенце» предать соответ­ственно возрасту на шяеше органов НКЗррава н НКПроса, которые помещают их в закрытые детские уч­реждения в пределах края шш же патронируют их. оказы-вая материальную помощь, в семьи местного населения, в том числе в семьи спецпереселенцев, находящихся в удов­летворительных жилищных и материальных условиях.
О ШКОЛЬНОЙ И ПОЛИТИКО-ПГОСВЕТЭТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СРЕДИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
23. Ввиду имевших место случаев отказа в приеме в школу детей спецпереселенцев указать облисполкомам и крайисполкомам, что дети спецпереселенцев там, где специальных школ для обучения детей спецпереселенцев не построено и не строится, должны обучаться в существу­ющей сети школ НКПроса на общих основаниях.
24. Поручить НКПросу, НКФнну и ОГПУ уточнить потребные суммы расходов, определить источники пок­рытия их в 1931 г. Расходы 1932 г. НКПросу предусмотреть в сметах будущего года.
ПО ЛИНИИ КООПЕРАЦИИ
25. Признать необходимым в районах вселения спецпе­реселенцев кооперировать их на следующих основаниях: спецпереселенцы и члены их семей принимаются пассивными членами потребительской производственной кооперации (платят вступительные, паевые и пр. взносы, пользуясь всеми правами членов кооперации в отношении снабжения). Не пользуются правом участия в выборах и быть избранными. Одновременно разрешить привлечение молодежи в аппараты кооперативной сети в местах рассе­ления спецпереселенцев.
26. Обязать Центросоюз развернуть торговую сеть во всех пунктах расселения спецпереселенцев по указанию ОГПУ, дав на места указания:
а) в районах наличия общей торговой * распределитель­ной сети снабжать спецпереселенце» из общей сети;
б) в районах отсутствия общей сети построить специаль­ную; во всех случаях снабжать спецпереселенцев на общих основаниях и по йормам соответствующих категорий рабочих и трудящихся членов их семей.
21
ПО СОЮЗЛЕСПРОМУ
27. Принять к сведению заявление тов. Фушмана, что в обеспечение проведения мероприятий на местах по осво­ению и устройству спецпереселенцев им мобилизуются на 3 месяца 100 студентов лесных вузов.
28. Предложить тов. Фушману совместно с органами ОГПУ выделить из числа спецпереселенцев, переданных Союзлеспрому, работников для использования их в сроч­ном порядке на постройке жилищ.
29. Предложить тов. Фушману, Ройзенману и Берману проверить потребность в дополнительных ассигнованиях на жилстроительство для спецпереселенцев лесной про­мышленности.     _
30. Поручить ОГПУ дать на места указания о порядке оформления актов гражданского состояния спецпереселенцев.
31. Учитывая необходимость скорейшего отрыва моло­дежи спецпереселенцев от контрреволюционной части ку­лачества признать возможным восстановление в правах молодежи, достигшей 18-летнего возраста, до истечения 5-летнего срока в тех случаях, коща эта молодежь проявила себя с положительной стороны. Подобные восстановления проводятся отделами по спецпереселениям через ЦИКи со­юзных и автономных республик или краевые и областные исполкомы с предоставлением им права свободного проживания .
32. Провести следующие мероприятия по отрыву моло­дежи от контрреволюционного влияния кулаков-стариков:
а) создавать особые молодежные бригады на производстве;
б) вовлекать молодежь на производстве и в сельском хо­зяйстве в трудовое соревнование;
в) прикреплять к молодежным бригадам политруков в целях вовлечения молодежи в политпросветительную работу;
г) разрешить досрочное освобождение молодежи из спецпоселков за ударную работу и перевыполнение производственных заданий;
д) ввести первоочередное снабжение молодежи литера­турой;
е) организовать среди молодежи кружки по получению и повышению квалификации, спортивные и другие.
33. Поручить ОГПУ с участием ЦК ВЛКСМ разработать и дать на места подробные указания о работе среди моло­дежи и детей спецпереселенцев.
34. Обязать все хозяйственные, советские организации как центральные, так и краевые, областные, районные вы­
22
делить специальных работников для наблюдения за прове­дением в жизнь всех директив СНК СССР по надлежаще­му хозустройству спецпереселенцев.
35. Обязать НКПочтеяь по согласованию с ОГПУ организовать регулярную почтовую связь для поселков спец­переселенцев, в том числе расположенных в необжитых районах (северная часть Западной Сибири, Урала и т.д.).
Организовать доставку в поселки спецпереселенцев корреспонденции, денежных переводов, почтовых посы­лок, а также подписку на газеты и журналы.
36. Обязать Наркомсобес дать немедленно на места ука­зания принять в свои инвалидные дома нетрудоспособных и не имеющих помощи от родственников стариков спецпе­реселенцев.
37. Считать необходимым усилить руководство и на­блюдение со стороны ОГПУ за устройством и использо­ванием спецпереселенцев и строжайший контроль за точ­ным исполнением постановлений СНК СССР всеми организациями и лицами.
38. Управлению лагерями при ОГПУ передать функции хозяйственного устройства спецпереселенцев, возложив на него обязанности проведения в жизнь постановления СНК СССР с тем, чтобы соответственно этому Управление лаге­рями перестроило всю свою работу.
Зам. Председателя Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В.КУЙБЫШЕВ Зам. Управляющего Делами Совета
Народных Комиссаров Союза ССР И.МИРОШНИКОВ
Г АРФ, ф. Р-5446, оп. 57,д. 15, л. 165—174. Подлинник
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР О ХОЗЯЙСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В НАРЫМСКОМ КРАЕ6
28 декабря 1931 г. СЕКРЕТНО
Ставя перед западно-сибирскими организациями задачу в ближайшие два года полностью освободиться от завоза в Нарымский край хлеба, фуража и овощей для снабжения
23
ш перейти на снабжение продуктами СНК   СССР   ПОСТА-НОВЛЯЕТ:
1, Считать, что на ближайшие годы до сельскому хозяйству будут специализироваться следующие ко-меидатуры Нарымсжого края: Галкинская, Парбикская, Томская ж Шегарсхая с населением в 55,7 тыс. чел., из кокк 25 тж. полноценной рабочей силы будет занято на сеяьхоаработах. По лесу и кустарным промыс­лам будут специализцюианы Ншкне-Васюганская, Сред-не-Басюлшсхая, Парабельская, Кетская, Колпашеиская, Могочимская, Ново-Кусковская, Кул^йская, Кето-Чулым-ская и Алекгащфо-Вахоаская комендатуры с населением в 160,2 тыс. людей, из коих 60 ООО полноценной рабочей силы будет занято на работах.
2. В соответепшн с этим утвердить следующие практические мероприятия и капитальные затраты по хо-зосвоению Нарымского края.
L ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
а) отвести спецпереселенцам, расселенным в Нзрым-ском Севере, земельных фондов в размере 855 500 га, из конх землеустроить в 1932 г* 427,5 тыс. га;
б) раскорчевать 75 690 га, построить 970 колодцев и проложить не менее 285 км проселочных дорог;
в) освоить под полевые и огородные культуры не менее 34 700 га;
г) стоимость продукции полеводства, огородничества и сенокосов определить в 7,5 млн руб.;
д) завести дополнительно к имеющемуся у спецпересе­ленцев количеству рабочих лошадей 3570 голов, 4100 го­лов молочного скота и 1400 свиней;
е) для осуществления всей программы по сельхозуст-ройству утвердить следующие денежные ассигнования:
на работы по улучшению земфондов       6247 тысруб. на приобретение
сельскохозяйственного и 1658 тысруб.
транспортного инвентаря на приобретение рабочего скота 1085 тысруб.
на приобретение молочного скота и
свиней 720 тысруб.
на приобретение семенного материала      663 тысруб.
24
на строительство обобществленных сельскохозяйственных построек 1988 тысруб.
на содержание агрозооветлерсонала _402 тысруб.
ВСЕГО 12 764 тысруб.
Из коих безвозвратных ассигнований 1120 тысруб. и долгосрочных ссудных кредитов        11 644 тысруб.
Предложить НКФину, НКЗему ОГПУ выделить ука­занную выше сумму из отпущенных постановлением Сов­наркома Союза от 16/08 40 млн руб. на сельхозустройство спецпереселенцев.
Предложить НКЗему Союза, НКСнабу Союза и Запсибкрайисполкому рассмотреть вопрос о завозе в На-рымский край потребного количества посевных семян, сельскохозяйственного и транспортного инвентаря, рабоче­го и продуктивного скота и установить календарные сроки завоза.
Обязать НКЗем Союза на основе принятых основных наметок по сельхозосвоению в месячный срок окончатель­но уточнить план сельхозмероприятий по Нарымскому Се­веру, а также приступить к организации в местах рассе­ления потребного количества агрозооветпунктов, организацию которых закончить не позднее 1 марта 1932г., и осуществить к этому же сроку землеотвед и простейшее землеустройство земфондов.  -
п. по ЛЕСУ
а) утвердить на 1932 г. лесозаготовительную программу по Нарымскому Северу в следующих размерах:
 
Деловой Дров итого   
древесины в тмс куб. м   
Заготовка 1900 400 2300   
Вывозка 1900 400 2300  
б) для обеспечения выполнением указанной лесозаго­товительной программы и для частичной подготовки к опе­рациям 1933 г. предложить Гдавлеспрому предусмотреть в финплане 1932 г. отпуск Запсиблестресту капиталовло­жений в размере 5000 тыс. руб., из коих на жилстроитель­ство, культурно-бытовое и хозяйственное строительство — 1460 тыс. руб., на приобретение обоза — 2000 тыс. руб., на мелиорацию рек — 200 тысруб., на дорожное строительст­во — 500 тыс. руб. и строительство двух облегченных лесо­
25
заводов — 590 тыс. руб;
в) учитывая необходимость широкого освоения в ближайшие годы лесов Нарымского Севера, обязать Глав-леспром составить к 1 марта 1932 г. план развития лесоза­готовок и деревообработки на предстоящую пятилетку с учетом необходимости широкого внедрения механизации и заготовок, вывозки и сплава леса;
г) предложить Главлеспрому немедленно усилить технический и руководящий аппарат леспромхозов На­рымского Севера.
ш. по кустарным промыслам
а) определить общий размер валовой продукции кустар­ных промыслов районов спецпереселенцев по кустпром-кооперации в 16 ООО тыс. руб., в том числе по лесохимии — 2600 тыс. руб., по деревообработке — 11 100 тыс. руб., по заготовкам кедровых орехов (9000 тонн) — на 2 000 тыс. руб. и пушпромысел — 300 тыс. руб.;
б) для освоения этой программы обязать Всекопромсо-вет предусмотреть капиталовложения в размере 1765 тыс
руб.
iv. по рыбным промыслам
а) утвердить план добычи рыбы Запсибохоткооперацией в размере 5000 тонн на сумму по заготовительной
стоимости в 1200 тыс. руб.;
б) предложить Росрыбе предусмотреть в финплане на 1932 г. отпуск Запсибохоткооперации капиталовложений в сумме 500 тыс. руб.;
в) предложить Росрыбе организовать на месте частичную переработку ее, выделив для этой цели необ­ходимые средства.
v. по транспорту и связи
а) для создания надлежащих условий вывозки из Нары-ма лесоматериалов, продукции промыслов, а также для ввоза продовольственных и промышленных товаров, все­возможного инвентаря и пр. предложить: Союздортрансу обеспечить в 1932 г. прокладку 370 км дорог государствен­ного значения, предусмотрев выделение для этой цели капиталовложений в размере 1095 тыс. руб.; Наркомводу
26
пополнить речной транспорт паровым флотом мощностью не менее 1000 индикаторных сил и непаровым — на 40 тыс. тонн тоннажа.
Обязать Наркомвод обеспечить это увеличение флота отпуском Запсибречфлоту 1900 тыс. руб. на пострейку пот­ребного количества барж;
б) предложить НКПиТ обеспечить отпуск 56 тыс. руб. на реализацию мероприятий по связи с Нарымским краем, намеченных Запсиборганизациями.
VI. ПО ВОСТУГЛЮ
Предложить ВСНХ:
1. Выделить строительные ресурсы и транспортные сред­ства для индивидуального строительства спецпереселен­цев, всячески поощряя это строительство. Дать Востуглю специальные указания о порядке поощрения индивидуаль­ного строительства слсцпереселенцев.
2. Обратить внимание:
а) на недостаточное использование Востуглем трудоспо­собной силы спецпереселенцев на основных работах по уг­лю; «
б) на недочеты в организации выдачи зарплаты и принять Ьсеры к недопущению опозданий и обсчетов при выдаче зарплаты спецпереселенцам.
3. Обеспечить стройматериалами строительство медсети и школ в районах Востугля,
4. Предложить Всекбпиту и ВСНХ принять меры к уст­ройству необходимого количества столовых в поселках спецпереселенцев.
5. Принять меры к срочной выборке объединениями неиспользованных средств, ассигнованных на хозустройст-во спецпереселенцев, и собрать к 1.01.1932 г. сведения о фактическом использовании этих средств.
.6. НКСнабу немедленно выполнить директиву о выде­лении для Востугля 704 коров й 70 лошадей.
' VII. ПО МЕДОБСЛУЖИВАНИЮ И БОРЬБЕ С ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ
Обязать Наркомздрав РСФСР:
1. В месячный срок укомплектовать Нарымский край средним медперсоналом, направив 30 чел. из Западной Сибири и 40 чел. из других областей РСФСР.
2. Обязать НКЗдрав и Западно-Сибирский исполком
27
обеспечить немедленно заброску медикаментов и дез-средств на период да июня 1932 г. Использовать запасы Западней Сибири, а НКЗдраву срочно их пополнить.
3. Организовать в пунктах Нарыма три санэпидотряда с персоналом, добавочным коечным фондом и передвижными дезкамерами.
4. Обязать ОГПУ ускорить начатое строительство ле-чучреждений и яслей, открыв пять-шесть новых больниц не позже 1 января 1932 г.
5. Ввиду большой смертности детей, зависящей от неу­довлетворительного питания, крайздраву учредить не­сколько передвижных питательных пунктов на 6 месяцев с единовременным охватом 2000 наиболее слабых детей до 8-летнего возраста. НКСнабу в 3-дневный срок выделить необходимые продукты. Средства на содержание питатель­ных пунктов выделить из сумм, ассигнованных ОГПУ на освоение спецпереселенцев Западной Сибири.
6. Обязать крайздрав и ОГПУ развернуть намеченные по плану НКЗдрава сети яслей.
7. Отмечая отсутствие специальной сети лечучреж-дений в промышленных комендатурах, предложить ВСНХ, хозобьединениям и Запсибкрайисполкому немедленно приступить к строительству ее, для чего использовать до января ассигнованные в 1931 г. средства, а недостающие включить в промфинплан хозорганов на 1932 г.
8. Впредь до окончания строительства немедленно раз­вернуть в промышленных комендатурах сеть* амбулаторий, больниц и яслей во временных помещениях и выделить не­обходимый медперсонал.
9. Предложить Запсибкрайисполкому рассмотреть сме­ты крайздрава на обслуживание спецпереселенцев и обес­печить их финансирование, выделив из местного бюджета суммы, недостающие к асекгаованию НКЗдрава, пере­водимым из средств Цустраха.
Зам. Председателя Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В.КУЙБЫШЕВ Зам. Управляющего Делами Совета
Народных Комиссаров Союза £СР И.МИРОШНИКОВ
ГАНО, ф. Р-5446, оп. 57, д. 16, л. 193—199. Подлинник
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР О САНИТАРНОМ СОСТОЯНИИ И КУЛЬТУРНО-БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ8
21 февраля 1932 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Исходя из необходимости принятия решительных мер к оздоровлению районов спецпереселения, уменьшению смертности, в частности детской, Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Организовать в краях, пораженных эпидемическими заболеваниями (Северный край, Урал, Казахстан, Запад­ная Сибирь, Вбсточная Сибирь) специальные комиссии в составе представителей край(областных) РКИ, ПП ОГПУ и здравотделов, с привлечением руководителей хозорга-иов, использующих труд спецпереселенцев.
Возложить на эти комиссии ответственность за своевре­менное принятие мер по ликвидации эпидемий (госпитализация больных, проведение санитарной обра­ботки и дезинфекции, наложение карантинов, введение в спецпоселках внутреннего распорядка, препятствующего развитию заболеваний).
2. Обязать наркоматы, использующие труд спецпересе­ленцев (НК тяжелой промышленности, НК легкой про­мышленности, НК леса, НКПС, НКЗем, НКВнешторг) и руководителей хозобъединений к 1 апреля закончить строительство жилищ для спецпереселенцев, обеспечив их размещение посемейно и не допуская преуменьшения ус­тановленной норйы в 3 Ъв. метра на одного человека. К тому же сроку организовать необходимые подсобные санитарно-гигиенические учреждения с достаточной про­пускной способностью соответственно количеству насе­ления.
3. Обязать НКЗдрав РСФСР в месячный срок направить в края спецпереселения не менее 100 передвижных дезка-мер* Обязать наркомат тяжелой промышленности (Цуп-воз) принять заказ на эти камеры. В том случае, если эти камеры не будут готовы к сроку, обязать НКЗдрав РСФСР переотправить их из других мест.
4. Указать НКЗдраву РСФСР на невыполнение поста­новления о мобилизации из центральных районов медицинских работников. Обязать НКТруда СССР совме­стно с НКЗдравами РСФСР и УССР в двухнедельный срок
29
закончить мобилизацию врачей и в связи с выявившейся потребностью в более разветвленной медицинской сети перебросить в края спецпереселения 350 годных к самосто­ятельной работе фельдшеров и акушерок из центральных краев и областей, а также с Украины.
5. Принять к сведению сообщение НКЗдрава РСФСР о том, что 27 января 1932 г. тов. Донской выехал на Урал для принятия необходимых мер по борьбе с эпидемиями и что член коллегии тов. Стацинский выехал в Казахстан для этих же целей.
6. Признать необходимым организовать на ближайшие 6 месяцев дополнительное питание наиболее слабых детей младших возрастов (до 8 лет) в первую очередь через сеть общественного питаний в детяслях, дошкольных учреж­дениях, специальных детских столовых и путем выдачи на
^организацию добавочного детского питания возложить на потребкооперацию по согласованию с органами здраво­охранения. Установить процент детей до 8 лет, получа­ющих добавочное питание в 20% их общего наличия, с дифференциацией по краям и районам в зависимости от бытового положения спецпереселенцев.
Предложить НКСнабу отпустить для этой цели на б ме­сяцев ежемесячно по 50 тыс полноценных пайков, содер­жащих необходимые продукты. Состав пайков согласовать с НКЗдравом РСФСР.
В целях удешевления дополнительного детского питания, а также бесплатной выдачи наиболее нужда­ющимся предложить ОГПУ за счет средств ОГПУ из отчислений от зарплаты спецпереселенцев дать органам потребкооперации на организацию этого дела субсидию в размере 1 млн руб.
7. Предложить НКФ СССР ассигновать к немедленному расходованию 5 млн руб. по линии здравоохранения для борьбы с эпидемиями 10 млн руб. в качестве аванса для расходов по организации школьной сети и первоначально­го образования и 2 млн руб. НКСобесу РСФСР для обеспе­чения больных стариков.
Поручить комиссии в составе тов. Малаховского, Берма-на и Милютина Н.А. с представителями заинтересованных ведомств в 5-дневный срок внести в СНК СССР предло­жения о том, в какой части этой суммы должны быть отне­сены за счет общесоюзного бюджета и в какой части они могут быть покрыты по бюджетам республик, местным или ведомственным бюджетом. Созыв комиссии — за тов. Ма­лаховским.
ЭО
Этой же комиссии поручить установить и внести на ут­верждение Совнаркома Союза ССР окончательную сумму, потребную НКПросам и НКСобесам союзных республик на указанные выше нужды.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В.МОЛОТОВ (СКРЯБИН) Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров Союза ССР П.КЕРЖЕНЦЕВ
ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 57, д. 18, л. 77— ^ 79. Подлинник
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР О ХОЗЯЙСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ И ТРУДОВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, РАССЕЛЕННЫХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ9
4 апреля 1932 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Совет Народных Комиссаров Союза ССР КОНСТАТИ­РУЕТ:
а) преступное отношение правления Запсиблестреста к делу хозустройства и трудового использования переданно­го ему контингента спецпереселенцев выразившееся:
в невыполнений плана жилстроительства, израсходо­вании средств свыше миллиона рублей, предназначенных на жилстроительство, не по назначению, вследствие чего программа жилстроительства оказалась сорванной;
в обезличии прод- и промфондов, предназначенных для спецпереселенцев, и израсходовании их на другие цели;
в неполном и нерациональном использовании передан­ных ему трудоспособных спецпереселенцев;
б) невыполнение Кузнецкстроем взятых на себя по до­говору обязательств по хозустройству переданных ему спецпереселенцев, выразившееся в полном невыполнении плат жилищного, культурного, бытового и медстроитель-ства ;
в) бездеятельность Запсибкустпромсоюза в деле организации спецпереселенческих кустарных артелей и
31
незаконное использование не по назначению денежных средств и материальных фондов, предназначенных для организации кустпромдеятельности среди спецпереселен­цев, расселенных в Нарыме;
г) невыполнение взятых на себя обязательств по устрой­ству ж непользованию спецпереселенцев со стороны Север­но-Казахстанского скотоводтреста, выразившееся в задер­жке выплаты зарплаты, скверном продовольственном и промышленном снабжении, неиспользовании на работах значительного числа трудоспособных спецпереселенцев и т.д.
В соответствии с этим Совет Народных Комиссаров Со­юза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Предложить НКТяжпрому обязать начальника Куз-нецкстроя немедленно приступить к развертыванию строительства постоянных жилищ для спецпереселенцев, культурного, бытового и ^^строительства, отпустив для этой цели Кузнецкстрою не менее 3 млн руб.
Обязать тов. Фигатнера (НКТП) лично проследить за тем, чтобы эти мероприятия были выполнены.
2. Указать НКЛесу на преступное отношение Запсибле-стреста к хозустройству и использованию переданного ему контингента спецпереселенцев. Правление Сибзаплестре-ста предать суду за разбазаривание денежных средств и продовольственных, промышленных фондов, предназна­ченных для снабжения спецпереселенцев. Предложить За­падно-Сибирскому краевому t прокурору следствие за­кончить в двухнедельный срок1 \
3. Указать Всекопромсоюзу на абсолютную бездеятель­ность Запсибкустпромсоюза в деле вовлечения спецпересе­ленцев в кустпромартели
Предложить Всекопромсоюзу обратить самое серьезное внимание на развитие кустарно-промысловой деятель­ности среди спецпереселенцев Западной Сибири, особенно в Нарымском крае.
4. Указать Запсибкрайисполкому на необходимость пок­рытия из средств местного бюджета недостающие к ассигнованиям из госбюджета суммы на организацию и со­держание школьной и медицинской сети в спецпоселках Западной Сибири.
5. Указать всем хозорганам, использующим труд спецпе-реселенцев, на необходимость обязательного разведения ого­родов в спецпоселках, оказывая спецпереселенцам всемер­ную помощь в смысле предоставления им на ссудных началах живого тягла, сельхозинвентаря, посевных семян и т.п.
32
6. Учитывая абсолютно недопустимое положение, име­ющее место в совхозах Северного схотоводтреста Казах­стана в отношении использования и хозусройства спецпе­реселенцев, предложить прокурору Казахской ССР в двух­недельный срок расследовать дело о беззаконных поступ­ках директоров совхозов и виновных привлечь к ответст­венности.
7. Отмечая рациональное использование спецпересе­ленцев в системе Казугля, предложить правлению Казугля всемерно форсировать вовлечение в производство новых контингентов спецпереселенцев, расселенных в Оссокаров-ском районе путем расширения угледобычи.
Председатель Совета Народных
Комиссаров СССР &МОЛОТОВ
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР ПКЕРЖЕНЦЕВ
ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 57, д. 19, л. 4— 6. Подлинник
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК СССР О СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
4 апреля 1932 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
1. Указать НКСнабу РСФСР на невыполнение Росры-бой постановления СНК СССР 292/сс от 28.12.1931 г. об организации в Нарыме рыбных промыслов.
2. Предложить Росрыбе немедленно приступить к раз­вертыванию рыбного промысла в Нарыме на базе использо­вания рабочей силы спецпереселенцев, заключив в пятидневный срок договор с ОГПУ на основе постанов­ления СНК СССР от 16 августа 1931 г. 174/сс.
3. Подтвердить план добычи рыбы по Нарыму на 1932 г. в размере 5000 тонн.
4. Для выполнения указанных выше мероприятий ут­вердить следующие ассигнования:
а) капиталовложения 1035 900 руб.
б) оборотные средства_1377 759 руб._.
ВСЕГО        2413659руб.,
зз
включая уже ощущенные СНК РСФСР на эту цель 500 ть руб.
5. В соответствии с намеченным планом затрат пред­ложить СНК РСФСР отпустить Росрыбе в I квартале из бюджета РСФСР 704 тыс. руб.; остальные средства от­пустить во II и III кварталах с.г.
6. Обязать НКСнаб СССР обеспечить своевременный отпуск Росрыбе оборудования, промтоваров и промснаря-жения.
7. Предложить Росрыбе переданную ей рабочую силу спецпереселенцев обеспечить работой в течение всего года с использованием в несезонное время на подсобных про­мыслах с тем, однако, чтобы их основным занятием являл­ся рыбный промысел.
8. Обязать Росрыбу под личную ответственность тов. Шабло развернуть необходимые мероприятия с таким рас­четом, чтобы нцнещняя весенняя путина ни в коем случае не была сорвана .
Председатель Совета Народных
Комиссаров СССР В.МОЛОТОВ Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР П.КЕРЖЕНЦЕВ
ЦГАОР, ф. Р-5446, оп. 57, д. 19, л. 7— 9. Подлинник
Из документа исключены вопросы об отпуске НКФином и НКЗемом дополнительных средств на сельскохозяйственное освоение и спецпереселенцев, об использовании на работах оборонно-стратегическо­го значения тылоополченцев, находящихся в спецпоселениях.
34

No comments:

Post a Comment