6. Спецпереселенцы и их семьи обязаны беречь государственное й общественное имущество, которым они пользуются (дома, сельхозинвеитарь и т.п.), содержать его в порядке, поддерживать и ремонтировать своим попечением*
7. Спецпереселенцы и их семьи обязаны беспрекословно и точно соблюдать устанавливаемые комендатурами ОГПУ в поселках порядки и точно проводить в жизнь все поста-новления ж указании как поселковой администрации, так и местных советских органов и Советского правительства.
Примечание: обязанности спсцнересслсяцев на производстве регулируются существующими на этих производствах правилами* и порядками.
Ш. ПРАВА СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
1. Все спецпереселенцы и их семьи, точно соблюдавшие установленные для них правила и добросовестно относящиеся к порученной им работе, имеют право на полное восстановление их во всех гражданских правах через пять лет со дня переселения.
2. Все спецпереселенцы и их семьи, занятые на любой работе, в вопросах оплаты их труда и снабжения продовольствием и товарами приравниваются к вольнонаемным рабочим. Все работающие па найму получают на руки расчетные книжки, куда записываются их заработки.
Примечание: с заработка спецпереселенцев работодатели удерживают 15% на расходы, связанные с административным обслуживанием спецпереселенцев.
3. Спецпереселенцы и их семьи имеют право на медицинскую и социальную помощь:
а) спецпереселенцам и членам их семей медпомощь оказывается бесплатно в местных и специально организованных лечучреждениях;
б) за работающих по найму спецпереселёнцев вносятся страхначисления в общем порядке. Спецпереселенцы имеют право на получение через органы соцстраха пособия по временной утрате трудоспособности, пенсий на рождение и погребение на одинаковых с вольнонаемными рабочими (не членами профсоюза) основаниях;
в) беспризорным сиротам, а также старикам-инвалидам, не имеющим родственников, оказывается социальная, помощь (помещение в интернаты или патронирование) местными органами НКЗдрава, НКПроса и НКСобеса по принадлежности.
4. Спецпереселенцы и их члены семей имеют право на
70
прием в местные школы, курсы и т.д. на одинаковых условиях с вольнонаемными.
Примечание: при отсутствии или недостаточности в пунктах рас-селения местных школ для детей организуется дополнительная специальная сеть.
5. Спецпереселенцы и их семьи имеют право и должны пользоваться всеми общественными формами наилучшей организации труда, поднятия производительности труда и улучшения качества продукции (бригадный и артельный методы работы, соревнование, ударничество и т.д.).
6. Спецпереселенцы и их семьи имеют право с предварительной санкции комендатуры ОГПУ внутри поселков создавать культурно-просветительные организации (кружки самообразования, кружки различных искусств и санитарные кружки).
7. Спецпереселенцы и их семьи с предварительного разрешения комендатуры ОГПУ имеют право собираться по вопросам культурно-просветительного характера, вопросам соревнования и ударничества и вопросам общественно-бытового порядка в поселках.
Примечание: всякие общественные собрания спецпереселенцев проводятся представителем комендатуры ОГПУ и все решения этих собраний являются действительными только по утверждении их комендатурой ОГПУ.
8. Спецпереселенцы и их семьи пользуются неограниченным правом получения и приобретения газет и всякой литературы, издающейся в СССР.
9. Спецпереселенцы и их семьи пользуются неограниченным правом обмена всякого рода корреспонденцией, посылками и денежными переводами.
10. Спецпереселенцы и их семьи имеют право возведения 4 для себя за свой счет жилых домов и служб, а также приобретения всякого имущества личюго
11. Спецпереселенцы имеют право через комендатуры ОГПУ передавать своим родственникам и знакомым на воспитание и иждивение детей в возрасте до 14 лет и нетрудоспособных стариков-старух.
IV. ОБИЗАННОСТИ КОМЕНДАТУР
1. Комендатуры ОГПУ в зависимости от места расположения поселка, его величины, хозяйственных задач и признаков вырабатывают правила его внутреннего распорядка.
2. Правила эти утверждаются отделом по спецпересе
71
i ПП ОГПУ ж после утверждения доводятся до сведения жителей поселка как обязательное __г ьтивное постановление.
3. Комендатуры ОГПУ закрепляют за определенными определенные семьи (лиц) и ведут им точный
учет, производя систематическую проверку
У« яриКрСДЛеННЫХ.
4. Комепд!туры ОГПУ следят за выполнением и перевыполнением снецпереселенцамн трудовых обязательств по работе ш промыт шгнносги и собственном хозяйстве, применяя в необходимых случаях меры воздействия в рамках, указанных разделом "права комендатур64.
5. Комевдатуры ОГПУ следят за точным выполнением твешаш органзациямн всех обязательств в отно-[ спецпереселенцев, взятых ими на себя как по дого-
так и возложешшх на них соответствующими пос-—влениями вфюетспстминых органов. По всем случаям нарушения со стороим хозяйственных организаций коваендатуры ОГПУ понимают немедленные меры на месте, в случаях «достижения благоприятных результатов обращаются в свои вышестоящие инстанции (районные комендатуры, отделы по спецпереселенцам).
6. Комендатуры ОГПУ обязаны принимать устные и письменные заявления, жалоба и просьбы от спецпересе-леицев, на месте разбирать и разрешать их в пределах своей компетенции в кратчайшие сроки.
■опросы же, выходящие за пределы компетенции ко-мевдатур, подлежат немедленной передаче в соответствующие инстанции. _
Комендатуры ОГПУ наблюдают за их срочным разрешением и сообщением результате» заявителям.
7. Комендатуры ОГПУ отвечают за политический и общественный порядок в спецпоселках, за сохранность имущества, за постановку противопожарных мероприятий, за санитарное состояние и вообще за все мероприятия, направлена^ к трудовому советскому н^
Примечание: порядок привлечения слецпереселенцев к охране общественного порядка в спецпоселках предусматривается особей инструкцией.
V. ПРАВА КОМЕНДАТУР
1. Комендатуры ОГПУ имеют право привлечения к ответственности спецпереселенцев, нарушающих порядки и законы, установленные администрацией поселке»,
72
другими административными органами советской власти и Советским правительством.
2. Привлечение к ответственности осуществляется:
а) в административном порядке самой комендатурой в рамках предоставленных ей прав;
б) в административном порядке вышестоящими органами ОГПУ по спецпереселенцам по представлению комендатуры;
в) в судебном порядке Коллегией ОГПУ по предоставлению ПП ОГПУ;
г) в общегражданском судебном порядке по представлению органе» ОГПУ или следственных органов Наркомю-ста.
3. Всякое привлечение к ответственности, в том числе в административном порядке, должно сопровождаться письменным дознанием или следствием с опросом сторон и в необходимых случаях свидетелей.
4. Административные меры взыскания, налагаемые на спецпереселенцев, после произведенного письменного дознания комендантами поселков или районными комендантами должны иметь их письменное утверждение.
5. Органы ОГПУ, управляющие спецпоселками, имеют следующие административные права:
а) поселковые комендатуры: подвергать аресту до 5 суток или денежному штрафу в сумме до 5 руб. — за появление в нетрезвом виде, нарушение обязательных постановлений о внутреннем распорядке поселка (нарушение общественной тишины, антисанитария, недобросовестное отношение к государственному имуществу и т.п.) и за прогулы;
б) районные и участковые комендатуры: подвергать аресту до 10 суток или денежному штрафу в сумме до 10 руб. — за систематическое пьянство, за систематическое нарушение .обязательных постановлений о внутреннем распорядке в поселках, хулиганство и повторяющиеся прогулы.
За то же, по . соглашению с администрацией предприятий, переводить на другие работы, менее удобные и хуже оплачиваемые.
П ри м е ч а н и е: к п. ааи и "б*?: (штрафование одного и того же лица больше, чем два раза за три месяца, требует санкции отделов по спецпереселенцам ПП ОГПУ.
в) отделы по спецпереселенцам (с утверждением ПП ОГПУ): подвергать всем вышеуказанным мерам и, кроме того, переводить в другие поселки и снимать с работы на срок не более двух месяцев (в случаях исправления возвращать на работу до истечения этого срока).
73
В случат, содержащих в себе элементы политических и уголовных преступлений, передавать дела для разрешения через Коллегию ОГПУ или органы Наркомюста.
Примечание: 1) лишение права приобретения пайка ни в каких случаях ни никаким органам не разлетается; 2) привлечение спецпереселенцев к ответственности за преступления уголовного порядка предусматривается разделом "об уголовной ответственности спецпереселенцев''.
VL О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕЮЮСТИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В УГОЛОВНОМ ПОРЯДКЕ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1. Спецпереселенцы подсудны в обычном для всех граждан порядке за имущественные и против личности преступления.
2. Комендатуры ОГПУ в этих случаях являются первичными органами дознания, применительно к функциям, выполняемым милицией.
3. Порядок производства дознаний и дальнейшее их направление производится комендатурами на основании существующих положений об органах дознания (милиции).
УЛ. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Прокурорский надзор над спецпоселками осуществляется на основании положения о прокурорском надзоре за органами ОГПУ.
VHL РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
1. Регистрация актов гражданского состояния в спецпоселках проводится по общим существующим правилам и формам.
2. Как правило, организация ЗАГСов лежит на обязанности тех райисполкомов, на территории которых расположены спецпоселки.
3. Там, где договоренность об организации ЗАГСов райисполкомами еще не достигнута, работу эту проводят комендатурл ОГПУ, передавая материалы в райисполкомы или сельсоветы по указанию райисполкомов.
74
ИНСТРУКЦИЯ О ФОРМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ К ОХРАНЕ ПОРЯДКА В ПОСЕЛКАХ И К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
1. Соблюдение устанавливаемых в поселке порядков осуществляется при широком содействии самих же спецпереселенцев.
2. Каждый поселок расположением комендатуры ОГПУ делится на определенное количество участков.
3. Спецпереселенцы каждого участка выбирают из своей среды старшего участкового и установленное комендатурой ОГПУ число участковых исполнителей.
4. Старшие/участковые объединяются в поселковую группу содействия комендатуре ОГПУ и работают под руководством (в качестве председателя) одного из помощников поселкового коменданта.
5. Старшие участковые и участковые исполнители считаются избранными только после утверждения их в этих должностях комендатурой ОГПУ.
6. Выбранные лица не освобождаются от работы, а выполняют свои общественные обязанности в свободное время и безвозмездно.
7. Основными обязанностями старших участковых являются:
а) выполнение лично и через исполнителей всяких поручений комендатуры ОГПУ и в том числе по учету населения своего участка;
б) своевременное сообщение комендатуре о побегах переселенцев данного участка;
в) своевременное сообщение комендатуре о всяких непорядках и происшествиях на участке;
г) обращение в. комендатуру по поручениям спецпереселенцев с заявлениями, жалобами, ходатайствами;
д) наблюдение за чистотой территории участка, квартир и служб;
е) наблюдение за исполнением обязательных постановлений, издаваемых комендатурой ОГПУ;
ж) доведение до сведения переселенцев (лично или через исполнителей) всяких распоряжений комендатуры ОГПУ;
з) наблюдение за соблюдением установленных правил при созыве и проведении общих собраний спецпереселенцев;
и) несение в случае надобности караульной службы.
75
Участковые исполнители являются помощниками старших участковых.
Поселковая группа содействия, состоящая из старших участковых, собирается для совместной работы только по созыву председателя группы (один из пом. комендантов).
Группа содействия никаких решений выносить не имеет права. Она является совещательным органом при комендатуре и организованно проводит в жизнь все мероприятия администрации поселка.
Старшие участковые и участковые исполнители в случае, если они недобросовестно работают, или в отношении их у комендатуры имеются другие отрицательные данные, должны отстраняться от общественных обязанностей. На их место населением данного участка выдвигается другая кандидатура.
Начальник Главного Управления
лагерями ОГПУ . Л.КОГАН
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 3, л. 132—141 Заверенная копия
ИНФОРМАЦИЯ ОГПУ В ЦКК ВКП(б) О ХОДЕ РАБОТ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОМУ И БЫТОВОМУ УСТРОЙСТВУ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ*
Не позднее начала января 1932 г.
Постановлением ЦК от 20 мая 1931 г. на ОГПУ было возложено хозяйственное и административное устройство кулаков в местах их расселения. Это постановление было вызвано абсолютно нетерпимым положением расселенного в 1930 и 1931 гг. кулачества, создавшимся вследствие отсутствия минимальных забот о них со стороны местных советских органов и хозяйственных организаций.
Со времени перехода хозустройства кулаков и административного управления спецпереселенцами в ведение ОГПУ на основе постановления ЦК ВКП(б) разрешены следующие вопросы:
1. Постановлением ЦИК СССР от 3.07.1931 г. регламентировано правовое положение кулаков, что в
* Листы 5-6 включают текст "Докладной записки о выполнении решений ЦК об устройстве спецпереселенцев4*, направленной Г.Ягодой 4 января 1932 г. на имя И.Сталина (АПРФ, ф.З, оп. 30, д. 196, л. 14-15).
76
значительной мере содействовало понижению антисоветской активности и сокращению побегов.
2. Со всеми хозорганизациями, использующими спецпереселенцев, заключены договора, которыми хозорганы обязаны до наступления зимы обеспечить всех спецпереселенцев постоянными жилищами; построить школы и больницы. Кроме того, хозорганы должны помогать спецпереселенцам т— индивидуальным застройщикам стройматериалами и инструментами.
3. Работающие спецпереселенцы и члены их семей в нормах снабжения приравнены к вольнонаемным рабочим соответствующей отрасли промышленности.
Учитывая тяжелое положение детей, установлен специальный детский паек.
Центросоюз организует в местах вселения кулаков специальную торговую сеть. Спецпереселенцам разрешено состоять членами кооперации на основах пассивного членства.
4. В отношении нормы выработки и продолжительности рабочего дня даны твердые указания о том, что нормы выработки и продолжительности рабочего дня для спецпереселенцев не могут быть выше или ниже норм, установленных для вольнонаемных рабочих.
5. С Наркомтрудом, Цусстрахом и Наркомздравом заключены соглашения, по которым последние оказывают работающим спецпереселенцам и их семьям медицинскую и иную помощь наравне с застрахованными вольными рабочими.
6. Даны указания местам о том, что оплата труда спецпереселенцев не может быть ниже оплаты труда вольнонаемного той же квалификации. Имеющуюся задолженность по зарплате хозорганы обязаны ликвидировать в кратчайший срок, не допуская нарастания ее в дальнейшем.
Установлено 15% отчисление с зарплаты спецпересе-ленцев,которое передается в распоряжение ОГПУ на содержание административного аппарата и охраны спецпоселения, к запрещены какие-либо другие отчисления с зарплаты спецпереселенцев.
Постановлением Совнаркома Союза и Наркомфина от всех налогов спецпереселенцы освобождены до 1 января 1933 г.
7. Для закрепления спецпереееленцев на местах их вселения и для создания на местах вселения базы сельхозпродуктов, спецпереселенцам отпускаются ссуды в виде инвентаря, скота и птицы. Кроме того, разрешается приобретение в собственность коров, лошадей, овец и т.д.
Всекопромсоветом и ОГПУ организуются различные кустарные артели из спецпереселенцев.
8. Наркомпросом и ОГПУ разработан порядок
77
строительства культучреждений и на органы НКПроса возложено нормальное их культобслуживание.
9. Наркомпочтелем и ОГПУ даны указания и проводится практическая работа по организации нормальной связи в районах расселения спецпереселенцев.
10. Совместно с Наркомсобесом даны указания местам о принятии в инвалидные дома стариков спецпереселенцев, абсолютно лишенных трудоспособности и не имеющих родственников, а также организации из них кустарно-промысловых артелей.
11. Разрешено передавать родственникам и знакомым на воспитание и иждивение детей до 14-летнего возраста и нетрудоспособных стариков (передано 1369 чел.).
12. Предложено детей — круглых сирот помещать в детские дома и, то имеющимся неполным данным, размещено уже 1146 детей.
13. Разработаны указания о работе среди молодежи.
14. Даны местам разъяснения о порядке заключения браков с вольными гражданами.
15. Коллегией ОГПУ созданы в центре и на местах специальные отделы по спецпереселенцам, ведающие их устройством. На эту работу брошено около трехсот работников и кроме того проводится мобилизация 150 чекистов запаса и 150 членов партии.
В результате всех этих мероприятий положение спецпереселенцев по сравнению с весной этого года несомненно улучшилось, но недостаточно, и к данному моменту все же остается неудовлетворительным.
Директивы ЦК и СНК на местах все еще выполняются крайне медленно, причем особенно это сказалось в запоздании с постройкой постоянных жилищ для спецпереселенцев и налаживании нормального медицинского обслуживания их.
В основном неблагополучное положение спецпереселенцев заключается в следующем:
ЖИЛСТРОИТЕЛЬСТВО
Несмотря на все принятые нами с весны меры, значительная часть лета хозяйственниками была упущена, и поэтому к данному моменту не все спецпереселенцы имеют постоянные жилища. Наступление осенних холодов и дождей застало значительное количество спецпереселенцев в палатках, шалашах и летних бараках. По отдельным краям расселения положение рисуется так:
7S
Из 125 тыс. семей 35 тыс. семей к сегодняшнему дню размещены в деревнях среди крестьян и в наспех утепленных бараках. К зиме из этого количества останутся неустроенными в постоянное жилье 10 тыс. семей. Особенно плохи жилищные условия у спецпереселенцев, переданных Ураллесу и Уралуглю. На Магнитострое только к 15 октября должны были убрать 7 тыс. человек из палаток.
Постоянное жилье имеют 20 тыс. семей и строится на б тыс. семей. За последние два месяца благодаря произведенному нажиму темпы строительства значительно усилились и, возможно к зиме все будут обеспечены жильем. Сомнение вызывает только Мосгортоп, до последнего времени не взявший нужных темпов.
Из числа 40 тыс. семей, завезенных в Нарымский край, на 10 октября построено домов на 30 360 сшей, и остальные будут остроены в ближайший месяц. Хуже обстоит дело со строительством [для ] спецпереселенцев, переданных Востуглю (4681 семей) и Кузнецкстрою (4671 семья). Они на зиму в значительной части останутся в мало приспособленных бараках и землянках.
Насколько дело со строительством в Северном Казахстане нами было сразу организовано, настолько в Южном Казахстане все организации, получившие спецпереселенцев, отнеслись преступно-халатно, и все лето ими было упущено. По Северному Казахстану 30 тыс. семей, вселенных туда в июне — августе нынешнего года, к данному моменту размещены во вновь построенных домах.
Часть домов (на 5 тыс семей) будет закончена в ближайшие дни, задержка была из-за нехватки леса.
Хозорганы (Дальлеспром и Цветметзолото) отнеслись к жилустройству исключительно халатно и только сейчас под нашим нажимом взялись за строительство. К зиме будут обеспечены жилищами, причем почти наполовину эти жилища представляют собой кое-как приспособленные и отепленные бараки.
В Ленинградской области из 7784 семей постоянными жилищами обеспечены 2594 семьи. Остальные пока размещены в крестьянских и рыбацких избушках, и к зиме постоянные жилища полностью не будут готовы.
Надо отметить, что индивидуальное строительство в достаточной мере не было развернуто ни в одном крае, и только в Северном Казахстане и в Западной Сибири органами ОГПУ, непосредственно ведшими строительство, была создана личная заинтересованность спецпереселенцев в скорейшем окончании строительства.
79
МЕДОБСЛУЖИВАНИЕ
Хотя по медобслуживанию проведен ряд кардинальных мероприятий (введено соцстрахование работающих в хо-зорганах, ассигновано в связи с этим Цустрахом 2 млн 793 тыс. руб. на медобслуживание и Наркомфином 2 млн руб. на строительство лечебных учреждений, прибытие в места расселения больше 100 врачей из других областей), однако должного перелома ни в санитарном состоянии спецпереселенцев, ни в их лечении не наступило.
НКЗдрав, выполнив решение ЦК в части посылки докторов, дав общие директивы, не довел до конца следующие мероприятия:
1. Вместо выделения фельдшеров в количестве 200-250 чел. органами здравоохранения фактически выделены единицы. Между тем, на этом персонале был построен план непосредственного массового лечения спецпереселенцев. На местах имеется только процентов 30 нужного количества фельдшеров, набранных почти исключительно из среды спецпереселенцев, неквалифицированных, давно порвавших с медработой.
Так, например, в Уральской области недостает 285 фельдшеров и акушеров, в Нарымском крае (Зап. Сибирь) — 74 фельдшеров и акушеров.
2. Снабжение медикаментами — недостаточно, так как это дело возложено на края без дополнительного выделения специальных фондов из Центра.
3. Не выделен специальный денежный и материальный эпидемический фонд в централизованном порядке.
Санитарное положение спецпереселенцев отягчается незаконченностью жилстроительства и фактическим срывом в ряде краев больничного строительства вследствие отсутствия своевременных четких распоряжений хозобъ-единений и должного внимания, так, например:
Необжодамо
Есть к строится
Севкрай
амбулаторных пунктов
больниц Уральская область
амбулаторных пунктов
больниц Нарымский край
амбулаторных пунктов
больниц
112 10
207 21
21 16
42
165 8
19 11
80
В ряде районе» (например, для спецпереселенцев, переданных промышленности в Западной Сибири и по ДВК) строительство не производится вовсе, и специальных лечучреждений для спецпереселенцев нет.
В работе краевых организаций, в том числе крайздра-вов, нет еще перелома в медобслуживании спецпереселенцев, особенно по Казахстану, Западной Сибири, Северному краю и ДВК.
Следует отметить исключительный факт преступной безответственности Московского облздрава, не выполнившего в течении 2,5 месяцев незначительной разверстки НКЗ (на основании Постановления ЦК) о мобилизации 4 врачей для ДВК, в результате там нет персонала для борьбы с крупными эпидемиями.
Заболеваемость и смертность спецпереселенцев велика. " Эпидемии отмечены;
в Уральской области, за август:
сыпной тиф — 136, брюшной тиф — 120, оспа —20;
в Нарымском крае (Зап.СибирьХ, за сентябрь:
сыпной тиф — 108, брюшной тиф — 463, оспа — 8; в Северном крае:
большая эпидемия сыпного тифа, особенно в районе работ Мосгортопа, ще за 10 дней октября зарегистрировано новых 177 случаев; на Дальнем Востоке:
сыпной тиф в ряде пунктов, особенно в поселке Бушуйка, ще при населении 4-5 тыс. человек число заболевших доходит до 200. Месячная смертность равна 1,3% к населению за месяц в Северном Казахстане и 6,8% в Нарымском крае. В числе умерших особенно много детей младших групп, т$к, в возрасте до 3 лет умирает в месяц 8-12% этой группы, а в Магнитогорске еще более — до 15% в месяц.
Следует отметить, что в основном большая смертность зависит не от эпидемических заболеваний, а от жилищного и бытового неустройства, причем детская смертность повышается в связи с отсутствием необходимого питания.
СНАБЖЕНИЕ
Несмотря на то, что имеются решения ЦК об обеспечении спецпереселенцев наравне с вольными рабочими, на
81
местах все еще наблюдается недоснабжение спецпереселенцев, разбазаривание фондов, отпущенных им. В основном продснабжение обеспечено только в части хлеба, что же касается овощей, жиров, рыбы, сахара, то снабжение ими производится с большими перебоями или совсем не производится. Особенно тяжелое положение спецпересе- ^ ленцев, занятых в лесной промышленности, так как лесная кооперация вследствие своей неповоротливости и халатности не реализует и не забрасывает вовремя отпущенных ей фондов продовольствия. Также надо отметить, что Со-юзрыба и Союзсахар крайне медленно производят отгрузку отпущенных фондов и, например, имеются факты, коща по нарядам III квартала (июль — август) продовольствие до сих пор не дошло до мест; с другой стороны, обследование спецпереселенцев в Магнитогорске показало, что спецпереселенцы там снабжаются наравне с вольнонаемными рабочими достаточно удовлетворительно, имеют столовые, пропускающие в день до 12 тыс. чел.
Надо сказать, что там, ще хозорганы уяснили для себя всю практическую целесообразность скорейшего устройства спецпереселенцев, там они питаются фактически не хуже вольных рабочих.
В Северном Казахстане, ще до последнего времени аппарат ОГПУ несет функции и кооперации, и Наркомздра-ва, и Наркомпроса, и Нариита, несмотря на все трудности, положение со снабжением удовлетворительное. Почти все, что полагается по норме, доставляется в спецпоселки и выдается спецпереселенцам. Организовано общественное и детское питание, организовано бесплатное питание сирот, инвалидов и семейств, не имеющих трудоспособных членов.
В Западной Сибири, ще также все отрасли устройства спецпереселенцев несет ОГПУ, несмотря на исключительные трудности с заброской продовольствия на год вперед (по системе рек во время навигации) на 218 тыс. едоков, таковое с осени почти полностью заброшено и сейчас с баз переотправляется к местам потребления.
Таким образом, дело со снабжением спецпереселенцев, полностью урегулированное в Центре, на местах практически все еще обстоит плохо, и на почве недоедания мы имеем значительное количество заболеваний и повышенную смертность.
Обеспечение спецпереселенцев промтоварами до сих пор ничтожное. Отпущенные нам фонды на промтовары на III и IV кварталы в размере 10 млн руб., понятно, не могут обеспечить нужды почти миллиона людей (10 руб. на чел.
82
на 6 месяцев), тем более, что реализация фондов вдет крайне медленно и товары, занаряженные на III квартал, только сейчас начинают поступать, а занаряженные на IV квартал попадут на места не ранее середины! квартала Ш2 г.
Имеют место случаи, когда из-за отсутствия теплой одежда и обуви часть спецпереселенцев не может уже сейчас выйти на работу. Зимой же положение еще более ухудшится, если организации, коим спецпереселенцы переданы, и кооперация не улучшат снабжения их промтоварами.
КУЛЬТОБСЛУЖИВАНИЕ
Культобслуживанне до сих пор неудовлетворительное. Даже в таких пунктах, как Магнитострой, где имеется 15 тыс. спецпереселенцев, партийная и комсомольская организации вопросам культпросветительной работы среди спецпереселенцев, особенно спецпереселенческой молодежи, не уделяют никакого внимания.
О районах лесной промышленности, ще занято 540 тыс. спецпереселенцев, говорить не приходится. Там никакой культурной работы до сих пор нет.
Постройка школ и красных уголков, как и больниц, задерживается затянувшимся жилищным строительством. Там, ще этому вопросу уделяется кое-какое внимание (Северный Казахстан), там под школы приспособили кое-какие помещения и занятия с детьми начали. Необходимо подчеркнуть, что местные органы Наркомпроса ни инициативы, ни поворотливости не проявляют и никакой работы не ведут. Наркомпрос, же, кроме посланных директив, также активности не проявляет. Организации комсомола, несмотря на данные им ЦК директивы, никакой работы до сих пор не развернули, и если в вопросах организации спецпереселенческой молодежи кое-что и делается, то делается это комендатурами ОГПУ. Усилилась подписка на газеты, производящаяся в данный момент в тысячах экземпляров.
ЗАРПЛАТА
Несмотря на постановление Совнаркома о ликвидации задолженности п# зарплате, таковая до сих пор не ликвидирована, и огромная часть работающих спецпереселенцев живет на мизерные авансы, выдаваемые вместо
83
зарплаты.
Так, например, Ураллеспром должен свыше 2 млн руб., в Севкрае Севлес должен 1 млн 600 тыс. руб., в Западно-Сибирском крае один Молчановский леспромхоз имеет задолженность в 100 тыс* руб.
Несколько аккуратнее выплачивают зарплату на новостройках, но и здесь имеют место запутанность в расчетах, невыдача расчетных, книжек, подчас прямые обсчеты. В Востсибкрае и Новоселовском леспромхозе из зарплаты вычитается вместо 15 процентов 35. На Синарстрое (Урал) спецпереселенец Турбачин за 21 день работы получил 9 копеек.
Никакой разъяснительной работы о нормах выработки, о расценках не ведется, причем особенно от этого страдают спецпереселенцы из нацменьшинств. Производительность труда и зарплата спецпереселенцев все еще крайне низка, вследствии их жилищно-бытовой неустроенности, но наряду с этим все увеличиваются факты не только выработки норм, но и их перевыполнения. Создано значительное количество ударных бригад. Имеются факты изобретения спецпереселенцами рада усовершенствованных станков, значительно упрощающих работу (Магнитострой, Уралст-ройнндустрия, Еманжелинские копи). Изобретатели премированы и улучшено бытовое положение их семей.
Таким образом, обзор основных показателей устроен-ности спецпереселенцев показывает, что несмотря на имеющиеся конкретные и твердые решения ЦК, на местах эти решения все еще не выполняются или выполняются исключительно медленно, и что ряд наркоматов, как Нар-компрос, НКэдрав, кооперация, ряд объединений Нарком-снаба недостаточно активно проводят в жизнь решения ЦК и что хозорганы, коим переданы спецпереселенцы, как Главлеспром, Цветметзолото, угольная промышленность, рад новостроек ВСНХ, достаточных забот к их устройству не проявляют.
В связи с таким положением ОПТУ просит вновь указать перечисленным Наркоматам и организациям на необходимость быстрейшего выполнения директив ЦК по вопросам устройства спецпереселенцев.
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 7, л. 5—12. Копия
84
ЦИРКУЛЯР ГУ Лага ОГПУ ОВ ОЧЕРЕДНЫХ ВОПРОСАХ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
20 апреля 1932 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Всем начальникам отделов, отделений и инспекций по сподоереселенцам
I. 0 ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ В ШКОЛАХ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Несмотря на острый недостаток педагогов для школ в спецпоселках отдельные крайоно направляли мобилизованных для спецпоселков кадровых педагогов в общую краевую сеть, оставляя спецпереселенческие школы без педагогов. Педагоги-спецпереселенцы также используются неправильно, они допускаются к преподаванию обществоведения и даже к заведыванию школами. Контроль идеологического содержания преподавания очень слаб, вследствие чего факты искривления политической линии во время преподавания остаются безнаказанными.
Вследствие явно недостаточною внимания к педагогам отдельные лица, не исключая членов ВКП(б) и ВЛКСМ, подпадают под влияние спецпереселенцев и сживаются с ними.
В целях борьбы с указанными недостатками предлагаю:
1. Наладить полное и всестороннее освещение педагогов-спецпереселенцев, поставив задачей выяснение поведения каждого из них, и освещение того, как проходят учебные процессы, насколько организация работ в школе соответствует указаниям НКпроса.
2. Провести тщательную проверку педагогов из спецпереселенцев и немедленно снять всех лиц, искривляющих политическую линию и не умеющих организовать педагогический процесс на основах советской педагогики.
3. Поставить перед крайОНО вопрос об организации курсов для подготовки педагогов из комсомольцев, окончивших 9-летку с тем, чтобы с осени можно было заменить преподавателей спецпереселенцев советскими кадрами. Проверить использование всех присланных к Вам педагогов в спецпоселках и проследить выполнение крайОНО предложения НКпроса от 9.03.1932 г. и выслать в ГУЛаг требуемые сведения.
85_
4. Оказать полное содействие органам ОНО в переподготовке педагогов согласно письма НКПроса № 652/с от 8.08.1932 г.
5. Спецпереселенцев к преподаванию обществоведения не допускать. Принять все меры к срочной замете зав. школами из спецпереселенцев кадровым составом и в будущем к заиедьшаюно школами спецпереселенцев не попускать.
6. Править все меры к бесперебойной выдаче зарплаты, снабжению педагогов продовольствием и промтоварами, обеспеченно жилищами, о всякой задержке зарплаты срочно ставьте нас в известность.
7. В очередных докладах особо подробно освещайте политическую сторону школьной жизни, искривления в преяодаванжи, процесс переделки сознания детей, их ответы по обществоведению и т.д. — организацию педагогических процессов, осуществление политехнизации в школе, политическое настроение педагогов, оценку работы шкалы шещгсреселеяцвми, формы организации самодеятельности детей (кружки, юные группы содействия и пр.).
II. О СНАБЖЕНИИ УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ Н 1932/1933 уя.г.
Ввиду окончания для спецпоселков [в]. 1931 г. организационного периода принять все меры для включения всех заявок иа учебники и учебные пособия в общие заявки крайОНО. Ваша задача заключается в том, чтобы все школы спецпереселенцев обслуживались бы крайОНО наравне со всеми школами и решительно бороться со всеми попытками поставить школы спецпереселенцев в худшие условия. При получении народов на учебники следите за тем, чтобы иконы спецпереселенцев своевременно получали причитающиеся им нормы учебников и учебных пособий. Снабжение тетрадями должно проводиться исключительно крайоблОНО.
Ш. ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Школьное строительство находится под угрозой срыва. Хозорганизации не выполняют взятых на себя'-обязательств. Наши органы недостаточно энергично настаивают на выполнении программы школьного строительства. Необходимо предложить соответствующим организациям закончить план школьного строительства к 1 июля 1932 г.
С 1 мая ввести специальные декадные сводки о ходе
86
строительства школ: в первой сводке указать намеченное число школ по плану и наличное количество школ, в последующих сводках указывать число выстроенных школ, понимая под выстроенными школами здания, подведенные под крышу, со вставленными окнами, дверями и остекленные.
О принятых мерах сообщить.
Зам. Начальника Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМАН
ГАРФ, ф. 9419, on. 1, д. 11, л. 35— 35об. Подлинник
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУ Лага ОГПУ О ЛИКВИДАЦИИ ЯЧЕЕК ОСОАВИАХИМа И МОПР В СПЕЦПОСЕЛКАХ27
15 мая 1932 г.
СЕКРЕТНО
Всем начальникам отделов по спецпереселенцам ПП ОГПУ
В циркуляре № 389/ГУЛ от 13.10.1931 г. перечислены те добровольные общества, группы содействия, которые могут быть организованы в спецпоселках, а именно: СВБ, ОДД, ОДН, Автодор, РОКК. Однако на местах до сих пор продолжают организовывать группы содействия ОСОАВИАХИМу и МОПР.
Надо иметь в виду, что организация ОСОАВИАХИМа содействует военизации спецпереселенческой молодежи, что должно быть пресечено самым решительным образом.
Предлагаю:
1. Все имеющиеся организации ОСОАВИАХИМа и МОПРа распустить путем тактичного слияния их с другими группами содействия, организация которых разрешена.
В тех поселках, ще нет групп содействия другим добровольным обществам, кроме ОСО, ликвидацию групп ОСО провести путем их реорганизации в группы содействия РОКК.
2. В работе групп содействия всех добровольных обществ необходимо тщательно избегать занятий и работ,
87
содействующих военизации спецпереселенческой молодежи.
3. В школах спецпереселенцев преподавание военнове-дения не разрешать.
4. В смешанных школах в часы, отведенные для военно-ведения, с детьми спецпереселенцев проводить отдельные занятия по обществоведению.
5. Особое внимание обратить на то, чтобы физкультурная работа, которую надо поощрять, не превратилась в одну из форм военной подготовки.
6. Специальных запрещений на выписку военной литературы не налагать, но через Книгоцентр в областях и ОНО дать указание комплектующим организациям не спускать военную литературу в спецпоселки и библиотеки.
7. Запретить комендатурам санкционировать организацию каких-либо групп содействия добровольным обществам, кроме групп содействия Союзу воинствующих безбожников, общества "Друг детей44, общества "Долой неграмотность", Российского Общества Красного Креста, Всесоюзному обществу содействия автомобильному и дорожному транспорту (Автодор).
Зам. Начальника Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМАН
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 11, л. 39—40. Заверенная копия
ЦИРКУЛЯР ГУЛага ОГПУ О МЕРАХ ПО РАЗВЕРТЫВАНИЮ УДАРНИЧЕСТВА СРЕДИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
7июня 1932 г.
СЕКРЕТНО
Всем начальникам отделов, отделений и инспекций по спецпереселенцам
В целях дальнейшего развития ударничества среди спецпереселенцев предлагаю:
1. Проверить через хозорганизации обязательства, взятые лицами, объявившими себя ударниками и в случае выявления лиц, не выполняющих обязательств, выяснить причины.
88
Наряду с этим повести самую решительную борьбу с лжеударничеством.
2. Спецпереселенцы-ударники должны пользоваться теми преимуществами в снабжении (продовольствием и промтоварами) и премированием, которые установлены для ударников-кадровых рабочих на данном предприятии. Им должны быть предоставлены в первую очередь лучшие квартиры. Их дети должны приниматься в первую очередь в школы повышенного типа, им предоставлять бесплатные горячие завтраки и т.д.
В то же время спецпереселенцы-ударники не могут премироваться поездками на какие-либо заводы, путешествиями, местами в дома отдыха и курорты.
3. От выдачи книжек ударникам необходимо воздержаться и книжек не выдавать. Взамен книжек можно выдавать специальные удостоверения на определенный срок с обязательным указанием, что такой-то спецпереселенец является ударником.
4. Результаты ударничества и соревнования спецпереселенцев всемерно популяризировать среди остальной массы спецпереселенцев.
О результатах проведения в жизнь настоящего циркуляра освещайте в очередных докладах.
Зам. Начальника Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМАН
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 11, л. 42. Подлинник
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ГУЛага ОГПУ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ КАТЕГОРИЙ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
10 июля 1932 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Всем ПП ОГПУ, начальникам отделов и инспекций по спецпереселенцам
Несмотря на директивы Центра, органы Наркомсобеса и кустпромкооперации на местах расселения спецпереселенцев не развернули необходимой работы по устройству и трудиспользованию инвалидов и семей спецпереселенцев,
89
не имеющих трудоспособных глав.
Такого рода спецпереселенцы, оставаясь почти повсеместно в спецпоселках вне трудового использования, не имея поэтому источников существования, деморализуют в известней части спецпереселенцев и являются иждивенцами хозорганов или ОГПУ.
Вместо вовлечения этой категории спецпереселенцев в трудовую жизнь в ряде случаев наблюдается простое отнесение расходов по содержанию этих спецпереселенцев полностью на счет хозорганизаций или ОГПУ и перенесение на эти последние функций собеса, вызывающее у хозорганов расходы, не связанные с производством, чем в корне нарушается принцип хозрасчета.
В результате такого положения среди спецпереселенцев создается стремление к иждивенчеству в то время, ковда партией и правительством даны директивы о всемерном развитии производства предметов ширпотреба, в ряде случаев не требующего использования полноценной рабочей силы.
Считая такое положение далее~нетерпимым, в дополнение и изменение директивы ГУЛага и финотдела ОГПУ за № 58894 от 11.04.1932 г. предлагается:
1. Максимально ускорить передачу всех абсолютно неспособных к труду спецпереселенцев: инвалидов-одиночек I категории — в инвалидные дома, а круглых сирот в возрасте до 12 лет — в детдома по линии собеса и НКздрава и НКпроса, одновременно разрешая передачу таких спецпе-реСеленцев их родственникам или другим лицам, кои изъявят в письменной форме согласие на принятие их на свое иждивение.
2. Возложить все дело трудового устройства остальных семей спецпереселенцев, не имеющих в своем составе полноценной рабочей силы, на отделы и инспекции по спецпереселенцам.
(Исключение составляют семьи, хотя и не имеющие в своем составе глав, но уже устроенные и имеющие постоянный заработок. Такие семьи не должны входить в состав семей, подлежащих устройству отделами и инспекциями по спецпереселенцам.)
Основным условием такого устройства является обязательное привлечение их к труду, оплата которого, в свою очередь, даст возможность создания для них надлежащих жилищных,' культурно-бытовых условий и улучшения снабжения и питания.
Этой последней цели может служить и использование отдельных категорий спецпереселенцев для облегченных
90
сеяьхозработ, преимущественно огородных, рассчитанных исключительно на удовлетворение собственной потребности.
3. Трудоустройству подлежат:
а) семьи, не имеющие в своем составе трудоспособных (взрослый при малолетних детях);
б) инвалиды II и III категорий;
в) старики-одиночки, способные к какому-либо труду и
г) круглые сироты старше 12 лет.
4. Отделам и инспекциям по спецпереселенцам в кратчайший срок надлежит:
а) организовать специальные колонии-поселки для указанных в п.З категорий спецпереселенцев;
б) развернуть в колониях ряд посильных для этой категории производств — предметов широкого потребления, поставив своей целью всемерное осуществление задачи партии и правительства о всемерном насыщении рынков сбыта предметами ширпотреба;
в) производства должны быть рассчитаны на годовой цикл работ, на базе использования в основном местного сырья;
г) основными видами посильных для данной категории производств могут являться: мебельные, пошивочные, гончарные, кирпичные мастерские, производство метиз, обуви и ее суррогатов, сетевязание, плетение корзин, лаптей, изготовление игрушек и проч.
Спецколония своим назначением имеет также профтех-подготовку спецпереселенческой молодежи.
5. Никаких средств на капитальные вложения по жилстроительству отпущено не будет, поэтому для организации спецколоний надлежит избрать существующие поселки:
а) дающие возможность использования их без дополнительного жилищного и культурно-бытового строительства;
б) имеющие необходимую сырьевую базу и расположенные недалеко от рынков сбыта.
6. Организацию и оборудование спецколоний закончить к 1 октября сг. с тем, чтобы к началу 1933 г. заработок каждого работающего спецпереселенца мог достичь необходимого прожиточного минимума.
7. Во главе спецколоний поставить коменданта с помощником по производственной части, отвечающего за все производство.
Внутренний распорядок спецколоний установить такой же, как и в спецпоселках.
91
8. В отдельных случаях при невозможности организовать спецколонии создать трудовые артели (неуставные) кустарно-промыслового типа с количеством не менее 15-20 чел. в каждой, при существующих спецпоселках. Производственное руководство этими артелями возложить на коменданта данного поселка.
9. Для организации работ в создаваемых спецколониях привлечь соответствующих инструкторов, набирая их в первую очередь из среды спецпереселенцев, имеющих определенную специальность. В отдельных случаях использовать в качестве инструкторов заключенных исправительно-трудовых лагерей, прибегая к этому только в случае крайней необходимости и привлекая к этому делу ocodo строго проверенных и заслуживающих доверия людей.
Организовать для спецпереселенцев курсы инструкторов по отдельным видам кустарных производств.
10. Вся продукция спецпоселков и артелей должна быть заранее запродана государственным или кооперативным организациям края или области путем заключения специальных договоров, предусматривающих обязательное получение денежных авансов в размере не менее 20% с суммы договора.
В отдельных случаях договорами должно быть предусмотрено получение от покупателей необходимого для производства сырья, если по роду производства потребное сырье не может быть добыто на месте (например,пряжа для сетевязания, фанера для мебели и т.д.).
Договора заключаются отделами и инспекциями по спецпереселенцам.
Договора на сумму свыше 100 тыс руб. подлежат утверждению ГУЛагом.
11. В 2-декадный срок со дня получения сего представить календарный план организации спецколоний и отдельных артелей и смету на капитальные вложения, постройку мастерских, оборудование, инвентарь и оборотные средства с одновременным представлением ориентировочного производственного плана.
Поскольку продукция спецколоний и артелей предназначается для реализации на местном рынке, производственная программа должна быть обязательно увязана с потребностью края или области.
12. Все ассигнования для организации производства предметов ширпотреба будут отпущены нами из средств ОГПУ. Вам надлежит при составлении смет на строительство и заявок на оборудование и инвентарь проявить
92
величайшую экономию и здоровый хозяйственный подход, учитывая при этом, что никаких отчислений с заработка этой категории спецпереселенцев в погашение затрат производиться не будет.
Ассигнования на эти работы нами будут произведены после присылки тщательно проработанных Вами планов организации этих работ, а также присылки обоснованных смет с подразделением раскладов на:
а) оборудование и постройку мастерских;
б) инструменты;
в) оборотные средства;
г) организационные расходы и первоначальное содержание инструкторов;
д) пособия по временной помощи многосемейным и членам артели и содержание детей младше 12 лет.
Конечной целью данного мероприятия является создание и в дальнейшем передача в распоряжение кооперации вполне жизненных и организационно крепких производств, могущих служить наглядным примером, чего можно достичь в использовании неполноценного труда.
Этому политически и хозяйственно важному вопросу надлежит уделить исключительное внимание и заботу и развернуть работу так, чтобы к началу 1933 г. все спецпереселенцы этой категории имели бы достаточный заработок, а к середине 1933 г. все эти спецколонии и артели можно было бы передать кустпромкооперации.
Начальник Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМАН
Начальник Финансового отдела ОГПУ БЕРЕНЗОН
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 11, л. 51 —54. Подлинник
93
Раздели ДИРЕКТИВЫ КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙИСПОЛКОМА О ПЕРЕДАЧЕ КОМЕНДАНТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ^ ЗСКИКа ПО СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОГПУ ПО ЗАПАДНО-СИБИРСКОМУ КРАЮ
9 апреля1931 г.
л СЕКРЕТНО
Слушалиго Комендантском управлении ЗСКИКа.
Постановили: Комендантское управление ЗСКИКа по спецпереселенцам с 1 апреля с.г. передать в распоряжение Полномочного Представительства ОГПУ по Запсибкрэю, обязав т. Заковского отчитываться в хозяйственной деятельности комендантского управления перед крайисполкомом.
Зам. Председателя Запсибкрайисполкома И.ЗАЙЦЕВ
Секретарь Запсибкрайисполкома С.БЫСТРОВ
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 121, л. 21. Подлинник
ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙКОМА ВКП(б) О ЛИКВИДАЦИИ КУЛАЧЕСТВА КАК КЛАССА
27 апреля 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
В целях укрепления существующих колхозов и пресечения вредительской антиколхозной работы кулачества
94
бюро Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) постановляет:
1. Провести в период с 20 мая по 10 июня с.г. экспроприацию и выселение кулацких хозяйств, исходя из ориентировочного расчета 40 тысяч хозяйств .
2. Экспроприации и выселению подвергнуть все твердо установленные кулацкие хозяйства и кулаков-одиночек из сельских и городских местностей края, а также кулаков, проникших в колхозы, совхозы, промпредприятия исовет-ско-коонератнвные учреждения.
Экспроприации и выселению не подлежат:
а) хозяйства красных партизан, действительных участнике» гражданской войны (участвовавших в боях, имеющих ранение или другие заслуги), хозяйства, имеющие членов семьи, находяпщхся сейчас в Красной Армии;
б) все иностранно-подданные;
в) кулаки татаро-бухарцы.
О кулаках западных нацменьшинств вопрос решить дополнительно (кулаки немцы подлежат выселению). Кулаки хакасцы и ойроты выселению подлежат. Поручить комиссии т. Горбунова, Заковского и И.Зайцева наметить особо сроки их выселения и специальные мероприятия по массовой политической работе в Хакассии и Ойротии, с учетом особенностей этих нац [иональных ] областей.
Выселить (в места расселения их семей) всех кулаков, поставленных на работу промпредприятий и строительства, за исключением Кузнецкстроя и Энергостроя, о выселении которых [вопрос ] разрешить дополнительно не позднее 1 июля.
3. У выселяемых кулацких хозяйств конфискуется все недвижимое имущество: продуктивный и рабочий скот, сложный и простой сельскохозяйственный инвентарь, предприятия, сырье, полуфабрикаты, хлеб, семена, ценности и вклады. Категорически не допускать случаев мародерства и издевательства (раздевание, отбирание белья, необходимой одежды, присвоение кулацких вещей и т.п.).
Не конфискуется: одна лошадь, телега с упряжью, необходимый минимум земледельческих и других орудий производства (плуги, бороны, топоры, вилы и лопаты), предметы домашнего обихода, мануфактура, одежда, обувь (если количество их не выходит за пределы личного потребления) , деньги до 500 руб. на семью.
Поручить т. Заковскому и И.Зайцеву составить перечень минимума земледельческих и других орудий производства, подлежащих оставлению в кулацких хозяйствах.
95
Весь оставленный кулаком рабочий скот и земледельческий инвентарь на момент отправлении кулаков к месту выселения обезличивается и передается через органы ОГПУ в колхозы на время сева. По окончании сева колхозы возвращают ОГПУ переданный им скот и инвентарь для отправки его выселенным кулакам в места их расселения.
4. Считать необходимым за счет общего количества экспроприированного имущества и ценностей снабдить выселяемых 2-месячным запасом продовольствия (мука, крупа, соль). Остальную часть конфискованного имущества оценить и передать колхозам в неделимые фонды в качестве взноса бедняков и батраков с предварительным полным погашением из конфискованного имущества причитающихся с ликвидируемого кулацкого хозяйства обязательств (долгов) государственным и кооперативным органам.4 Паи и вклады в кооперативных объединениях передаются в фонд коллективизации бедноты и батрачества. Все оружие передается органам ГПУ. Сберкнижки и облигации госзаймов у кулаков отбираются и заносятся в опись с выдачей расписки о направлений их в крайфинотдел.
5. Проведение мероприятий по экспроприации и выселению кулачества должно всецело опираться на активное участие и поддержку широких масс колхозников, батрачества, бедняков и середняков и сопровождаться энергичной подлинно большевистской массовой работой по дальнейшему вовлечению широких слоев батрачества, бедноты и середняков в колхозы, организацией новых колхозов, чисткой от кулаков и укреплением существующих колхозов и усилением работы по обеспечению успешного проведения второго большевистского сева.
На партийные и советские организации возлагается исключительно ответственная задача мобилизации масс на проведение практических мероприятий по подготовке и осуществлению экспроприации и выселения кулачества, по обеспечению при этом четкой классовой линии. Во всей этой работе самое активное участие должны принять низовые партячейки.
Кандидатуры, намечаемые к выселению, должны тщательно проверяться сельсоветами при участии ответственных представителей райисполкомов; прорабатываться на широких колхозных собраниях с привлечением батрачества, бедноты, середняков; затем проверяться и утверждаться специальными районными пятерками в составе секретаря РК, председателя] РИК, уполномоченного] ГПУ, председателя] райколхозсоюза и краевых уполномоченных.
96
Категорически предупредить все парторганизации о том, чтобы безусловно, ни в коем случае не было допущено экспроприации и выселении хоти бы одного середняка/Малейшие перегибы и искривления классовой линии, допущенные при проведении экспроприации и выселения с чьей бы то ни было стороны, РК должен исправлять вовремя и со всей решительностью, привлекай виновных к суровой ответственности;
6. Организацию и практическое проведение операции по выселению кулачества возложить на органы ОГПУ. Обязать ПП ОГПУ провести все необходимые мероприятия по предупреждению и пресечению контрреволюционных проявлений, могущих иметь место в связи с проведением экспроприации и выселения кулачества. Распредотделу мобилизовать и распоряжение т. ваковского 200 работников из запаса ОГПУ.
7. Поручить распредотделу мобилизовать потребное количество товарищей из краевого актива для посылки их в каждый район уполномоченными по экспроприации и выселению кулачества.
8. Выселение кулацких хозяйств произвести в мало обжитые и необжитые северный районы края: Карга-сокский, Чаинский, Колпашевский, Зырянский, Сус-ловский, Ново-Кусковский. Намеченные в указанны^ районах участки расселения утвердить (см. приложение) . Обязать т. ваковского и РК перечисленных выше районов при расселении кулацких хозяйств не допускать ущемления интересов туземного населения.
9. Для элементарного освоения участков вселения считать необходимым отпуск по централизованному снабжению по нарядам крайснаба продовольствия из расчета, представленного комиссией.
Обязать фракцию ЗСКИКа обеспечить через соответствующие организации (Сибкрайснаб, Сибкрайсоюз, Союзх-леб, Хлебживсоюз) своевременную заброску указанных продфуражных и семенных фондов в районы и сроки по указанию ГПУ.
10. Немедленно возбудить ходатайство перед ЦК ВКП(б) о даче нарядов для Западной Сибири на потребное количество фуражных и семенных фондов из централизованного снабжения. Принять к сведению заявление т. ваковского о том, что необходимые денежные средства для оперативных мероприятий обеспечиваются со стороны ОГПУ.
11. Обязать правления Омской, Томской железных до-
* Документ в деле отсутствует.
97
рог и Госречпароходства обеспечить своевременную подготовку и подачу необходимого транспорта для перевозки спецпереселенцев.
12. Обязать крайЗУ выделить в распоряжение ОГПУ 10 специалистов — земельных работников.
13. Обязать крайздрав обеспечить санитарно-медицинское обслуживание спецпереселенцев в пути следования и в местах расселения.
14. Поручить фр[акции] ЗСКИК выделить в распоряжение ГПУ потребное количество стройматериалов (кроме леса) для постройки больниц, бараков в местах расселения кулачества.
15. Считать возможным привлечение в районах, через которые будут двигаться гужом спецпереселенцы, для перевозки последних в порядке платной трудгуж-повинности местного населения в первую очередь тех хозяйств, которые саботируют выполнение посевных планов.
16. Поручить [коммунистической] фр [акции ] крайисполкома оформить настоящее решение в советском порядке, разослав его на места в период проведения операции.
ГАНО,ф. 47,оп.5,д. 121,л. 36— 37об. Заверенная копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙИСПОЛКОМА О ЛИКВИДАЦИИ КУЛАЧЕСТВА КАК КЛАССА
5 мая 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
В целях дальнейшего вовлечения широких слоев батрачества, бедноты и середняков в колхозы, организации новых колхозов, очистки от кулаков и укрепления существующих колхозов, а также «усиления работ по обеспечению проведения второго большевистского сева и пресечения вредительской антиколхозной работы кулачества Запсибкрайисполком постановляет:
1. Провести в период с 10 мая по 10 июня с.г. экспроприацию и выселение кулацких хозяйств, исходя из ориентировочного расчета 40 ООО хозяйств.
2. Экспроприации и выселению подвергнуть все твердо
98
установленные кулацкие хозяйства и кулаков-одиночек из сельских и городских местностей края, а также кулаков, проникших в колхозы, совхозы, промпредприятия и советско-кооперативные учреждения.
Экспроприации и выселению не подлежат:
а) хозяйства красных партизан, действительных участников гражданской войны (участвовавших в боях, имеющих ранения или другие заслуги), хозяйства, имеющие членов семьи, находящихся сейчас в Красной Армии;
б) все иностранно-подданные;
в) кулаки татаро-бухарцы;
г) кулаки хакасцы и ойроты выселению подлежат на общих основаниях. Для проведения работы по выселению кулаков в указанных областях создать комиссию в составе т. Горбунова, ваковского и И.Зайцева, которой поручить наметить особые сроки выселения кулаков хакасцев и ойротов и разработать ряд практических и специальных мероприятий по массовой политической работе с учетом особенностей этих национальных областей.
О кулаках западных нацменьшинств вопрос разрешить дополнительно (кулаки немцы подлежат выселению в соответствии с п.2 настоящего постановления).
3. Выселить всех кулаков, оставленных на работах в промпредприятиях и строительствах, в места расселения их семей.
Не подлежат снятию с работ кулаки, занятые на работах в Кузнецкстрое и Энергострое, вопрос о которых разрешить дополнительно не позднее 1 июля с.г.
4. У выселяемых кулацких хозяйств подлежит конфискации:
а) все недвижимое имущество;
б) продуктивный и рабочий скот;
в) сложный и простой сельскохозяйственный инвентарь;
г) предприятия, сырье и полуфабрикаты;
д) хлеб и семена;
е) ценности и вклады*
Категорически воспретить: раздевание, отбирание белья, необходимой одежды, присвоение кулацких вещей и т.п. (т.е. случаи мародерства и издевательства).
При выселении кулацких хозяйств не подлежит конфискации следующее имущество: одна лошадь, телега с упряжью, необходимый минимум земледельческих и других орудий производства (плуги, бороны, топоры, вилы и лопаты), предметы домашнего обихода, мануфактура, одежда, обувь (если количество их не выходит за пределы
99
личного потреблении), деньги до 500 рублей на семью.
Поручить т. Заковскому и Юайцеву составить перечень минимума земледельческих и других орудий производства, подлежащих оставлению у кулацких хозяйств.
Рабочий скот и земледельческий инвентарь, которые в момент отправки кулаков к месту выселения не могут быть отправлены из-за недостаточности железнодорожного и водного транспорта, обезличивается и передается через органы ОГПУ в колхозы на время сева. По окончании сева колхозы возвращают ОГПУ переданный им скот и инвентарь для отправки его выселенным кулакам в места их расселения.
5. За счет общего количества экспроприированного имущества и ценностей снабдить выселяемых двухмесячным запасом продовольствия (мука, крупа, соль). Остальную часть конфискованного имущества оценить и передать колхозам в неделимые фонДы в качестве взноса бедняков и батраков с предварительным полным погашением из конфискованного имущества причитающейся с ликвидированного кулацкого хозяйства задолженности государственным и кооперативным органам. Паи и вклады в кооперативных объединениях передать в фонд коллективизации бедноты и батрачества. Все отобранное оружие передать органам ОГПУ. Сберкнижки и облигации госзаймов у кулаков отбираются и заносятся в опись с выдачей расписки о направлении их в райфинотдел.
6. Кандидатуры, намечаемые к выселению, должны тщательно проверяться сельсоветами при участии ответственных представителей райисполкомов, прорабатываться на широких колхозных собраниях с привлечением батрачества, бедноты и середняков, затем проверяться и утверждаться специальными районными пятерками в составе секретаря РК, председателя РИКа, уполномоченного ОГПУ, предрайколхозсоюза и краевых уполномоченных.
7. Предупредить РИКи и горсоветы о привлечении к суровой ответственности всех * лиц, допустивших искривления и перегибы в классовой линии при проведении экспроприации и выселении кулаков.
Обратить особое внимание на недопустимость экспроприации й выселения хотя бы одного середняка.
В случае, если будут допущены перегибы и искривления классовой линии, немедленно со всей решительностью таковые исправлять.
8. Организацию и практическое проведение операции по выселению кулачества возложить на органы ОГПУ .
100
Обязать ПП ОГПУ провести все необходимые мероприятия по предупреждению и пресечению контрреволюционных проявлений, могущих иметь место в связи с проведением экспроприации и выселения кулачества.
9. Выселецие кулацких хозяйств произвести в мало обжитые и необжитые северные районы края: Карга-сокский, Чаинский, Колпашевский, Зырянский, Сус-ловский, Ново-Кусковский. Намеченные в указанных районах участки расселения утвердить (см. приложение). Обязать т. ваковского и райисполкомы перечисленных выше районов при расселении кулацких хозяйств не допускать ущемления интересов туземного населения.
10. Для элементарного освоения участков расселения отпустить из централизованного снабжения по нарядам крайснаба продовольствие из расчета, представленного комиссией.
Обязать Сибкрайснаб, Сибкрайсоюз, Союзхлеб и Хлебживсоюз произвести своевременную заброску указанных продфуражных и семенных фондов в районы и сроки по указанию ПП ОГПУ.
11. Обязать правления Омской, Томской железных дорог и Госречпароходство обеспечить своевременную подготовку и подачу необходимого транспорта для перевозки спецпереселенцев по заявкам ПП ОГПУ.
12. Обязать крайЗУ немедленно выделить в распоряжение ОГПУ десять специалистов земельных работников.
13. Обязать крайдрав обеспечить санитарно-медицинское обслуживание спецпереселенцев в пути следования и в местах расселения.
14. Предложить крайплану выделить в распоряжение ГПУ потребное количество стройматериалов (кроме леса) для постройки больниц, бараков в местах расселения кула-чества.
15. Разрешить райисполкомам привлечение в районах, через которые будут двигаться гужем спецпереселенцы, для перевозки последних в порядке платной трудгуж-повинности местного населения в первую очередь те хозяйства, которые саботируют выполнение посевных планов.
Зам. Председателя
Западно-Сибирского крайисполкома И.Зайцев Зам. ответственного секретаря
Запсиокрайисполкома Сиротин
ГАНО, ф. 1353, on. 1, д. 57, л. 112— 114. Заверенная копия
101
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙИСПОЛКОМА О ПЕРЕДАЧЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ФОНДОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛСТРОИТЕЛЬСТВА И ЗАКУПОК СКОТА ДЛЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ВЕДЕНИЕ ПП ОГПУ
23 июня 1931 г.
СЕКРЕТНО
Постановили: 1. В связи с переходом в ведение ПП ОГПУ функций административного и хозяйственного устройства спецпереселенцев передать Комендантскому Управлению ПП ОГПУ остаток отпущенных правительством ссуд:
а) на жилищное строительство спецпереселенцев — 800000
б) на закупку лошадей для спецпереселенцев — 120 000
в) коров -» 60000
ВСЕГО — 980000
2. Договор Сибкомбанка с райисполкомами и быв [шего ] Колхозбанка с Молживсоюзом о выдаче им (райисполкомом Молживсоюзу) срочных ссуд на выполнение указанных выше операций аннулировать. Все обязательства, вытекающие из договора об использовании и возврате ссуды, возложить на ПП ОГПУ. Обязать Сибкомбанк, Госбанк и Комендантское Управление ПП ОГПУ оформить переключение ссуд соответствующими договорами.
Примечание: ответственность Комендантского Управления ПП ОГПУ перед банками определяется суммой переданных наличных денег, обязательств непосредственных заемщиков и задолженностью за комендатурами. Задолженность РИКов по ссудам, не перекрываемая перечисленными ценностями и обязательствами, остается на ответственности райисполкомов.
3. Принять к сведению, что сроки возврата отпущенных СНК СССР ссуд отсрочены на 1 год, т.е. на 50% к первому октября 1932 г. и 50% к 1 октября 1933 г. В соответствии с этими сроками изменить ранее существующие сроки возврата при заключении договора Сибкомбанка и Госбанка с Комендантским Управлением ПП ОГПУ.
Зам. Председателя Запсибкрайисполкома И.Зайцев
Секретарь Запсибкрайисполкома С.Быстров
ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 121, л. 46. Заверенная копия
* Подпись в деле отсутствует.
102
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙИСПОЛКОМА О МЕДИКО-САНИТАРНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
28 июля 1931 г.
СЕКРЕТНО
Ввиду исключительно тяжелого санитарного состояния района со спецпереселенцами и наличия в большинстве комендатур инфекционных заболеваний президиум крайисполкома постановляет:
1. Крайздраву безоговорочно согласно разверстки Нар-комздрава выделить в пятидневный срок в распоряжение Управления СибЛага ОГПУ 10 врачей, из них б врачей с хирургическим уклоном, 2 санитарных врачей, 2 терапевта, 22 лекпома, 2 фармацевта, согласовав кандидатуры врачей с санитарным отделом СибЛага.
2. Сверх указанного количества медперсонала крайздраву и СйбЛагу в месячный срок обеспечить недостающим медперсоналом как за счет своих кадров, так и полученных из Центра.
3. Крайздраву выделить взаимообразно по заявкам СибЛага медикаменты, перевязочные материалы, хирургический инструментарий, предметы ухода за больными, отправив их своим распоряжением на места и в сроки по указанию санитарного отдела СибЛага.
4. Крайздраву выделить дезсредства, прививочный материал бесплатно за счет эпидемического фонда на весь осенне-зимний период по заявке СибЛага, согласовав с ним сроки отправления на места. Дезаппаратуру за счет СибЛага,
5. При необходимости организации противоэпидемических отрядов поручить крайздраву их формирование и отправление на места по указанию санотдела СибЛага.
6. Ввиду выяснившейся невозможности полностью удовлетворить заявку СибЛага на медперсонал войти с предложением в Наркомздрав о мобилизации и присылке медицинских работников из европейской части Союза. Проект докладной записки от ЗСКИКа составить крайздраву и СйбЛагу.
Управлению Сибирскими исправительно-трудовыми лагерями:
1. Обеспечить в кратчайший срок пункты скопления и размещения спецпереселенцев банно-прачечными и простейшими дезинфекционными установками (вошебойни).
2. Ускорить жилищно-бытовое строительство (жилища, столовые, ясли и проч.) с таким расчетом, чтобы прежде
юз
всего спецпересеяеяцы были обеспечены к наступлению
ХОЛОДОВ тепЛЬШИ «иямиунш
3. Ввиду краткости оставшегося строительного сезсша и невозможности в большинстве пунктов построить постоянного типа лечебные заведении допустить постройку их временного типа с тем, чтобы в строительный сезон 1932 г. были возведены постоянные лечебные заведения.
4. При разработке плана медобслуживания спецпереселенцев предусмотреть мероприятия по охране материнства, младенчества и детства.
5. Обеспечить санитарное обслуживание школ.
6. Произвести поголовные прививки против натуральной оспы.
7. Предусмотреть обеспечение спецпереселенцев сани-тарио-просветательной работой.
8. Наладить учет заболеваемости общей и эпидемической и копии отчетных сведений высылать в крайздрав.
Зам. Председателя крайисполкома И.ЗАЙЦЕН
Секретарь С.БЫСТРОВ
ГАНО* ф. 47, оп. 5, д. 121, л. 49— 49об. Подлинник
ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙКОМА ВКП(б) О СОСТОЯНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КРАЯ29
5 августа 1931J.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Заслушав доклад т. Заковского об использований труда спецпереселенцев хозяйственными организациями, бюро крайкома отмечает ряд серьезнейших недочетов в практике этой работы.
Основными из них являются:
1. До сего времени не принято должных мер к стационарному закреплению спецпереселенцев, переданных для хозяйственного использования.
2. Неудовлетворительное (по установленным нормам) снабжение спецпереселенцев спецодеждой, обувью и пром
104
товарами.
3. Допущение в практике использования спецпереселенцев явно беззаконных действий: произвольное повышение норм выработки, понижение зарплаты, лишение выходных дней, уменьшение пайка, обсчитывание.
4. Использование ассигнованных хозорганизациями кредитов и фондов на освоение труда спецпереселенцев не по прямому назначению.
5. Отсутствие в практике трудового использования спецпереселенцев, особенно среди молодежи, культурно-воспитательной работы:
а) игнорирование развертывания методов ударничества, трудового соревнования и внедрения (в молодежные группы) навыков коллективного труда;
б) отказ, а в отдельных случаях и прямое запрещение со стороны хозяйственных и партийно-советских организаций (Артемовский рудник) от премирования за перевыполнение производственных заданий.
6. Чрезвычайно низкая степень обеспеченности спецпереселенцев жилищами, скученность при размещении, что при явно неудовлетворительной постановке дела медобс-луживания создает прямую угрозу к возникновению и распространению эпидемических заболеваний.
7. Слабая популяризация постановлений ЦИКа от 3 июля. В целях создания условий для оседания спецпереселенцев и
большей заинтересованности в освоении поручаемой им работы , большей производительности труда, а также в целях пресечения побегов и локализации среди них неблагоприятных политических настроений бюро крайкома постановляет:
1. Обязать фракции правлений Сиблестреста, Востугля и Цветметзолото под ответственность руководителей:
а) немедленно проверить и провести расстановку и использование рабочей силы на промучастках, построив всю систему использования труда спецпереселенцев на базе развертывания среди них методов ударничества и трудового соревнования, а среди молодежи и внедрения навыков коллективного труда. Считать возможным допущение [практики ] ослабления режима в отношении молодняка по сравнению с главами их семейств;
б) в целях стимулирования производительности труда спецпереселенцев ввести практику премирования за перевыполнение производственных заданий:
в) не допускать установления непосильных норм выработки для занятых в производстве, особенно женщин и подростков, строго руководствуясь в данном случае положениями Наркомтруда;
105
г) немедленно изжить практику понижения норм промышленного и продовольственного снабжения и зарплаты, равным образом увеличения часов рабочего дня и лишения выходных дней, немедленно выдать расчетные книжки и обеспечить своевременную и правильную выдачу зарплаты;
д) воспретить использование средств и фондов, ассигнованных для спецпереселенцев, на другие цели;
е) принять решительные меры к форсированию жилстроительства с таким расчетом, чтобы обеспечить спецпереселенцев постоянными жилищами до наступления зимы, не допускать скученности в жилищах и совместного размещения семейных с одинокими в новых домах.
2. Предложить крайздраву и СибУЛОНу совместно с хозяйственными организациями немедленно упорядочить дело с медобслуживанием спецпереселенцев, обеспечив пункты сосредоточения их соответствующей амбулаторией и больничной помощью.
3. Обязать крайОНО, хозорганизации и ПП ОГПУ немедленно приступить в соответствии с преподанными директивами Центра к выработке ряда практических мероприятий по культурно-воспитательной работе среди спецпереселенцев, особенно молодняка (обслуживания их школьной, ликбезовской и др. сетью).
4. Обязать ПП ОГПУ и райкомы партии немедленно развернуть широкую работу [по] популяризации постановления ЦИКа от 3 июля с.г.
5. Обязать т. Солдатенко совместно с т. Заковским в 2-дневный срок произвести расстановку на работы прибывших в угольные районы спецпереселенцев, а также обеспечить их жилищами, снабжением и медобслуживанием.
6. В тех отраслях промышленности, ще нет возможности полностью использовать всех трудоспособных членов семей непосредственно в производстве (Лестрест, Цветметзоло-то), предложить хозорганизациям развить трудом этих членов семей такие отрасли сельского хозяйства, которые бы обеспечили дополнительными продуктами питания спецпереселенцев (огороды, кролиководство и пр.).
7. Обязать фракцию ЗСКИКа, райкома партии проследить за выполнением настоящего постановления. По всем случаям невыполнения такового ставить в известность крайком ВКП(б) и принимать меры вплоть до привлечения виновных к судебной ответственности.
8. Обязать т. Заковского через месяц доложить бюро о результатах проведения в жизнь настоящего решения.
ГАНО, ф. З-П, оп. 2, д. 156, л. 65—66. Заверенная копия
106
РЕЗОЛЮЦИЯ БЮРО ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙКОМА ВКП(б) О ХОЗЯЙСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ И РАССЕЛЕНИИ СПЁЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ КРАЯ
16 августа 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Заслушав доклад т. Заковского о хозустройстве спецпереселенцев, выселенных в северные необжитые и мало обжитые районы края, бюро крайкома ВКП(б) констатирует;
а) успешное проведение мероприятий по выселению кулачества и в основном расселение такового на севере;
б) взятое направление в использовании основных контингентов спецпереселенцев по созданию соответствующей сельскохозяйственной базы севера, с разрешением которой создаются непосредственные предпосылки к его дальнейшему развитию, правильным. В связи с этим и выбор участков для сельскохозяйственного освоения спецпереселенцами и направление развития их хозяйства в основном произведены целесообразно;
в) форсированные темпы по подготовке земельных фондов к посевам. По далеко не полным данным в четырех комендатурах раскорчевано 2662 га, темпы раскорчевки усилены. Предположено довести озимый клин 1931 г. до 18 ООО га и яровой клин до 61 ООО га в 1932 г. или 1,58 га на семью, что в основном обеспечит хлебом всех спецпереселенцев, расселенных на севере;
г) значительное развертывание промысловых артелей из спецпереселенцев. В течение первого месяца после окончания расселения в 3 комендатурах организовано 80 артелей. Ведется дальнейшее изучение этого вопроса специальными экспедициями и организация новых промартелей;
д) спецпереселенцы расселения прошлого года, составляющие 22,7% от общего числа, жилищами обеспечены полностью. Строительство жилищ для остальных спецпереселенцев производится. По сведению шести комендатур (50% общего числа) выстроено 2281 жилых домов, 54 барака и значительное количество служебных и хозяйственных построек. План жилстроительства текущего года составляет 10 ООО изб и 166 бараков общей кубатурой 164 670 кубометров;
107
е) отметить положительные показатели в организации Галкинского совхоза и своевременную подготовку его к дальнейшему развертыванию и укреплению;
ж) в отношении снабжения: начиная с мая месяца отправлено в комендатуры 17 ООО тонн муки (большая часть уже доставлена в комендатуры), находится в стадии отгрузки 3000 тонн. Кроме этого, подлежит отгрузке 4000 тонн, что в общей сложности обеспечивает спецпереселенцев на 9 месяцев. Зимой гужевым транспортом должно быть заброшено 9168 тонн из близлежащих районов, это даст обеспечение севера на 11 месяцев.
Снабжение крупой на 95% обеспечено нарядами и отгрузками Центра.
Наряды на рыбу, растительное масло, сахар, соль, фураж и семена даны Центром на 90—100%, большая часть занаряженного находится в стадии отгрузки.
Получены наряды Центра на отгрузку различных промтоваров на общую сумму Г 725 000 руб. Крс:«е того, из имевшихся фондов ГУЛага заброшено 56 тонн мыла и 300 тонн керосина.
Наряду с этим бюро крайкома отмечает ряд недочетов, непосредственно влияющих на нормальный ход освоения спецпереселенцами мест расселения, основными из которых являются:
а) недостаточно полно проработан вопрос в освоении отдельных участков, результатом чего являлась излишняя перегруппировка спецпереселенцев по прибытии их к местам первичного переселения, отразившаяся в некоторых местах"на быстроте их хозяйственного устройства;
б) совершенно недопустимое отношение (затяжки и противодействия) ряда местных органов (РИКов, райЗО) к отводу и передаче комендатурам земучастков;
в) недостаточное снабжение строительства жилищ, служебных и хозяйственных построек стройматериалами;
г) не обеспечено достаточное количество сельскохозяйственного инвентаря (кирки, ломы, корчевальные машины), не обеспечена раскорчевка под озимый сев и Наряду с этим невыполнение рядом районных организаций решений крайкома и крайисполкома о натурфондах:
д) развитие кустарных промыслов не обеспечено необходимым количеством снастей, инструментов и оборудования;
е) неудовлетворительно поставлено медобслуживание спецпереселенцев;
ж) слабо развернута культурно-массовая работа среди спецпереселенцев, в особенности недостаточно поставлена
юз
разъяснительная (воспитательная) работа среди молодежи; не развернуты школьная, ликбезовская и культурная сети;
з) недостаточно развернута работа по популяризации постановления ЦИКа от 3 июля с.г. о восстановлении в правах кулачества после 5 лет работы в местах расселения;
и) имели место случаи перебоев в снабжении продовольствием вследствие несвоевременной заброски из-за отсутствия водного транспорта;
к) задержка отпуска товарно-материальных фондов со стороны крайсоюза;
л) неполное укомплектование командного и строевого состава участков расселения.
В целях создания хозяйственных перспектив для спецпереселенцев, более прочного освоения ими районов расселения, пресечения побегов и локализации неблагоприятных политических настроений, бюро крайкома постановляет:
1. Возбудить ходатайство/перед Наркомснабом и ВСНХ о побуждении соответствующих организаций и предприятий к быстрейшей отгрузке занаряженных стройматериалов, инструментов, промтоваров и сельскохозяйственного инвентаря с расчетом заброски в места расселения до конца текущего сезона навигации.
2. Обязать: а) крайконтору Союзхлеба и крайЗУ на основании постановления ЦК выделить продовольствие, семена, сельхозинвентарь и сложные сельскохозяйственные машины в сроки и в количествах, предусмотренных нарядами
б) крайснаботделу обеспечить по существующим нарядам снабжение комендатур овощами из ближайших прилегающих к ним районов;
в) Сибкрайсоюзу и Рыбтресту в пятидневный срок обеспечить полную передачу СибЛагу недоданных по старым аннулированным Центром нарядам фондов снабжения.
3. В целях создания прочной продовольственной базы для вновь развертываемых промыслов и артелей считать необходимым развернуть подготовительные работы по организации в 1932 г. 4 новых совхозов — Тетеринского, Кенгирского, Парабельского и Чульского.
4. Возбудить ходатайствсугеред центром о немедленном ассигновании средств, отпущенных на хозустройство спецпереселенцев и оплату поступающих грузов.
5. Поручить ПП ОГПУ и крайснаботделу через их органы на местах проверить состояние снабжения спецпереселенцев (в частности, водный завоз), категорически воспретив использование фондов спецназначения на другие нужды.
109
No comments:
Post a Comment