ОГПУ — ГУЛаг. МЕМОРАНДУМЫ,
ТЕЛЕГРАММЫ, ЦИРКУЛЯРЫ, СПРАВКИ, ДОКЛАДНЫЕ ЗАПИСКИ
МЕМОРАНДУМ ОГПУ О ПРОВЕДЕНИИ МАССОВОЙ ВЫСЫЛКИ РАСКУЛАЧЕННЫХ12
15 марта 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Москва, ГШ ОПТУ т.Бельскому. Ленинград, ГШ ОГПУ т.Медведю. Иваново-Вознесенск, ГШ ОПТУ т,Молчанову. Нижний Новгород, ПП ОПТУ т.Реше-тону. Смоленск, ГШ ОГПУ т.Лелину. Минск, ГПУ БССР т.Раппопорту. Казань, ГПУ Татарии т.Кан-дыбину. Харьков, ГПУ УССР т.Балицкому. Самара, ПП ОГПУ СВК т.Баку. Саратов, ПП ОГПУ т.Рудю. Воронеж, ПП ОГПУ т.Алексееву. Симферополь, ПП ОГПУ Крыма т.Салыню. Ростов-на-Дону, ПП ОГПУ т.Пиляру. Уфа, Башотдел ОГПУ т.Погребинскому. Алма-Ата, ГШ ОГПУ т.Даниловскому. Архангельск, ГШ ОПТУ т.Аустоину. Свердловск, ПП ОГПУ т.Матоону. Новосибирск, ПП ОГПУ т.Заковскому. Иркутск, ПП ОГПУ т.Зирнису. Хабаровск, ПП ОГПУт.Дерибасу.
В целях полной очистки от кулаков с мая по сентябрь 1931 года намечено провести массовую операцию по кулачеству с высылкой в отдаленные местности Союза со всех областей.
Для проработки этой операции предлагается:
1. Установить количество кулацких хозяйств края (в том числе раскулаченных и распроданных в прошлом году) , подлежащих высылке.
2. Установить теперешнее местонахождение кулацких хозяйств, в особенности глав семей.
3. Агентурным путем установить бежавших с постоянного места жительства и из ссылки кулаков, проникших на работу в промышленность, шахты, скрывающихся в городах.
4. Проверить состав колхозов, учесть проникших в колхозы кулаков.
5. Разработать подробный оперативный план проведения этой массовой операции.
6. Не позднее 10 апреля представить СПО ОГПУ:
а) количество кулацких семей и человек, подлежащих
35
высылке за пределы края (из них раскулаченных в прошлом году, подлежащих раскулачиванию, сколько из кулацких поселков и запольных участков по третьей категории);
б) оперативные соображения по проведению операции;
в) потребные от Центра финансовые и другие ресурсы.
; ; Указания о начале проведения операции будут даны дополнительно.
Зам. Председателя ОПТУ ЯГОДА
Начальник СОУ ОГПУ ЕВДОКИМОВ
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 3, л. 2,3. Заверенная копия
ТЕЛЕГРАММА ОГПУ ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ НА МЕСТАХ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ В ВЕДЕНИЕ ОРГАНОВ ОГПУ ХОЗЯЙСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ
25 мая 1931 г. ПП ОГПУ Алма-Ата, Архангельск, Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Якутск, Хабаровск, Ленинград, Ташкент, Ростов-на-Дону.
В полное ведение ОГПУ передаются хозяйственное, административное, организационное управление спецпереселенцами, а также все материальные, денежные фонды, отпущенные на спецпереселенцев . Дальнейшее использование спецпереселенцев возлагается на ОГПУ путем заключения специальных договоров с хозорганизациями, а также непосредственной организацией нами различных хозяйственных производственных предприятий. В связи с этим приказываю: первое — принять в ведение ОГПУ все спецпоселки с их аппаратом, имуществом, также областные районные комендантские отделы Управления спецпереселенцами. Второе — передать в финотдел ПП все остатки сре^ртв фонде», отпущенных на шбцпереселение, их освоение , потребовав от хозорганизаций отчетных до-
* Так в тексте.
36
кументальных данных об израсходованной части. Третье-зафиксировать актами состояние спецпоселений в момент приема их в ведение органов ОГПУ. Четвертое — в декадный срок донести подробное состояние спецпоселений, о выявленных недостатках, полную дислокацию их поселений, количество не повторяю неиспользованных трудоспособных , остаток денежных и материальных фондов, состояние аппарата обслуживания, особо перечислить невыполнение хозорганизациями взятых обязательств по хозу-строению спецпереселенцев. Пятое — представить в тот же срок ваши соображения по организации аппарата обслуживания спецпоселений, возможности их наиболее целесообразного производственного использования, также необходимых культурно-бытовых мероприятий. Организационные структуры аппаратов управления спецпоселениями, штаты их, указание к их хозяйственному использованию и освоению, инструкции и положения разрабатываются, в ближайшее время будут преподаны местам.
Зам. Председателя ОГПУ ЯГОДА14
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 3, л. 20. Копия (?)
ПЛАН-СХЕМА ЗАПРОСА ГУЛага ОГПУ О СОСТОЯНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО, ХОЗЯЙСТВЕННОГО И БЫТОВОГО УСТРОЙСТВА СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ15
б июня 1931 г.
ПП ОГПУ Казахстана, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Якутии, Северного края, Даль-' невосточного края, ЛВО, Средней Азии, СКК, Нижкрая
Постановлением правительства на ОГПУ возложено административное управление спецпереселенцами, их организационное устройство и хозяйственное освоение.
Бывшие до сего времени в ведении крайисполкомов областные комендантские отделы и комендатуры на местах со всеми фондами и имуществом передаются в ведение органов ОГПУ. Директивой зампреда за № 887 предлага-
* Так в тексте
37
лось все эти аппараты, денежные фонды и имущество по актам принять в ведение органов ОГПУ. Также предлагалось зафиксировать их хозяйственное, культурно-бытовое состояние.
На Главное управление лагерями ОГПУ возложена задача всего хозяйственно-пгюизводственного устройства спецпоселений как уже существующих, так и переселяемых вновь, административное управление ими, охрана их, а также наблюдение за медико-санитарным и культурно-бытовым обслуживанием их.
В этих целях Главному управлению лагерями в кратчайший срок необходимо иметь точное и подробное освещение состояния всех спецпереселенцев, находящихся в вашей области как высланных извне, так и переселенных внутри области.
Поэтому прошу срочно (не позднее 15.08) прислать записку, осветив в ней следующие вопросы:
1. ДИСЛОКАЦИЯ СПЕЦПОСЕЛЕНИЙ
а) месторасположение поселений кулаков с количеством семейств и человек в каждом поселке, расстояние поселков от железнодорожных и водных путей сообщения, промышленных и населенных центров;
б) количество трудоспособных, нетрудоспособных и детей.
Приложите краевую карту с нанесенными на нее спецпоселениями, отметив различными цветами существующие спецпоселки и подлежащие заселению в 1931 г. спецпоселки.
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦПОСЕЛЕНИЙ И ИХ ОХРАНА
а) личный состав комендатур и охраны, количество коммунистов, беспартийных и комсомольцев, наличие чекистов. Качество работников. Выявленные злоупотребления властью, безобразия. Ваши мероприятия и соображения по увеличению и улучшению личного состава управления спецпоселений и охраны их;
б) состояние учета спецпереселенцев (списочный или карточный), кто и когда производит проверку наличия, порядок ответственности за беглецов;
в) кем и как управляется каждый поселок, штаты комендатур;
38
г) наличие побегов, сколько убежало за все время, сколько поймано, кто отвечает, какие меры борьбы предприняты, кто больше бежит — старики или молодые, причины побега;
д) какая сумма отчислений от заработка спецпереселенцев имеется в распоряжении ПП, какая сумма поступает ежемесячно, размер ежемесячного расхода;
е) в каком порядке, в каких размерах и процентах производится отчисление от зарплаты, куда поступают, каким аппаратом учитываются суммарные сведения о главнейших предметах, произведенных расходах и размер остатка на 1 июня.
3. ЖИЛИЩНОЕ СОСТОЯНИЕ
Обеспечение спецпереселенцев жилплощадью, указать количество возведенных домов, бараков и других видов жилищ, нормы жилплощади, какие хозорганизации не выполнили программы жилстроительства и почему. Ваши мероприятия по устранению этих причин. Живут ли спецпереселенцы вместе с крестьянами в их домах, как много. Типы построек и стоимость.
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
а) с какими хозорганизациями заключены договора на использование рабочей силы спецпереселенцев и сколько каждой из них передано в 1930 и 1931 гг. Какими хозорганизациями передана рабочая сила, но договора еще не оформлены окончательно (приложить копию всех имеющихся договоров и соглашений);
б) какой процент трудоспособных используется каждой хозорганизацией. Причины неиспользования на работе всех трудоспособных, как и их можно использовать, как и в каком количестве используются на работе женщины и подростки;
в) характеристика договоров, заключенных с хозорга-нами, с точки зрения их выгодности, их недостатки. Как выполняются хозорганизациями взятые на себя обязательства по договорам, что не выполнено;
г) средний прожиточный минимум семьи спецпересе-ленца, занятого на производстве, и одиночки, доходность семьи, доходность одиночки. Равна ли зарплата спецпереселенца зарплате вольнонаемного той же квалификации. Какие производятся отчисления и начисления с заработной платы в фонд спецпереселения и какие производятся выче
39
ты из заработка, выдаваемого на руки спецпереселенцу и на какие цели (перечислить подробно). Имеют ли все спецпереселенцы расчетные книжки. Наблюдались ли случаи обсчета спецпереселенцев. Сколько семейств — человек лишены всякого дохода и что предпринимается хозор-ганизациями и Вами для ликвидации вышеуказанного явления. Занимаются ли члены семьи подсобными работами, в частности, хозяйством потребительского типа;
д) рационально ли используется труд спецпереселенцев, продолжительность рабочего дня, норма выработки на спецпереселенца по сравнению с вольнонаемными и установленной краевой нормой. Выполняют ли норму. Обеспеченность спецпереселенцев спецодеждой и инструментом. Охрана труда спецпереселенцев (надзор по технике безопасности, предохранение от увечий), случаи увечья и за чей счет идет извлечение и компенсация. Расстояние бараков и поселков от места работ.
5. О СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦАХ, ЗАНЯТЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
а) сколько спецпереселенцев, занятых в сельском хозяйстве и каким видом сельскохозяйственной деятельности они занимаются. Процент обеспеченности сельхозинвентарем, тягловой силой и семенами. Как идет освоение земли. Доходность хозяйства и необходимый прожиточный минимум. Процент вычетов, кто производит их и на какие цели. Существуют ли подсобные доходы и в чем они выражаются;
б) существуют ли кустарные промыслы, артели, какие и сколько в них занято. Что можно предпринять в этом отношении с тем, чтобы увеличить доходность семьи и более рационально использовать имеющуюся рабочую силу.
6. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ И ПРОМТОВАРНОЕ СНАБЖЕНИЕ
Из каких источников производится снабжение спецпереселенцев в Вашей области (из Центра, местного снабжения и т.д.) и по каким нормам снабжаются работающие и неработающие, каковы нормы детского пайка. Имели ли реальную возможность спецпереселенцы приобретать отпущенное им по норме продовольствие. Как и кем организована товаропроводящая сеть. Как шло снабжение работающих и детей промтоварами. Наблюдались ли случаи передачи на другие нужды занаряженного для спецпереселенцев продовольствия и промтоваров (описать подробно случаи). Сообщить о случаях голода и заболеваниях
40
на почве голода* Осветить имевшие место злоупотребления с продовольственными и промтоварными фондами, что сделано с виновными.
7. МЕДОБСЛУЖИВАНИЕ
Количество медпунктов* амбулаторий, больниц, на сколько коек больницы, количество медперсонала и вде находятся эти лечучреждения, на каком расстоянии от спецпоселений. Радиус деятельности этих лечучреждений и количество, спецпереселенцев, должных обслуживаться каждым из них. Распространенность эпидемических заболеваний среди спецпереселенцев, какие заболевания именно, привести количество больных острозаразными заболеваниями и заболеваний на почве недостаточного питания. Какие меры принимаются для ликвидации этих заболеваний и их предупреждения. Количество имеющихся бань и дезинфекционных камер, дополнительных коек, прививок й санобслуживание. Как обстоит вопрос с водоснабжением населения. Какова смертность от заболеваний. Особо необходимо выделить вопрос о медобслуживании и смертности среди детей спецпереселенцев. Кроме вышеизложенного привести также данные о работе местных органов здравоохранения по обслуживанию спецпереселенцев. Рождаемость и смертность в кулацких семьях. Кто отпускает деньги на медобслуживание спецпереселенцев.
8. КУЛЬТОБСЛУЖИВАНИЕ
Состояние культпросветработы среди спецпереселенцев, количество имеющихся школ, типы помещений, их размеры и стоимость, количество учителей и процент охвата детей. Какие мероприятия предпринимаются к ликвидации неграмотности и малограмотности. Выписываются [ли] и в каком количестве газеты, журналы, в чем выражается работа местных органов Наробраза в вопросе обслуживания спецпереселенцев. Какие средства и кем ассигновываются на культпросветработу. Наличие изб-читален, что намечено в ближайшие месяцы провести.
9. РАБОТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Проявлено ли особое внимание в ссылке к кулацкой молодежи с целью ее перевоспитания, путем привлечения на
41
производство, организации молодежных ударных бригад и внедрения социалистических методов труда. Какая культработа ведется среди молодежи, как и в чем она конкретное выражается. Существуют ли курсы, кружки по повышению квалификации среда молодежи. Какое настроение молодежи и ее отношение к труду.
10. НАСТРОЕНИЕ КУЛАЧЕСТВА
Каково общее настроение кулачества, его отношение к труду, в чем выразились случаи недовольства кулачества и причины этих недовольств. Существуют ли среди ссыльных активные контрреволюционные группировки и что сделано для их ликвидации. Есть ли среди кулацкой ссылки бывдше белые офицеры, командиры банд, попы и что предпринимается для изоляции их влияния.
Начальник Главного У правления
лагерями ОГПУ КОГАН
Г АРФ, ф. #479, on. 1, д. 5, л. 1 —4. Заверенная копия.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА ОРГАНОВ ОГПУ С ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ О ТРУДОВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
22 июни 1931 г.
1. К кавдому договору прилагается дислокация, в которой точно перечисляются районы и пункты расположения предприятий хозоргана, куда переселяются спеЦпересе-ленцы (в районы политически неблагонадежные и близкие к границе, разумеется, спецпереселенцы расселяться не могут).
2. Передаваемые хозоргану семьи спецпереселенцев перевозятся до ближайшей к месту назначения железнодорожной станции средствами и за счет ПП. Дальнейшая перевозка спецпереселенцев и всего следующего с ними имущества на места вселения производится хозорганом, своими транспортными средствами и за свой счет .
3. Гдевы семейств спецпереселенцев, передаваемых хо
42
зоргану, должны быть последним обеспечены работой в течение круглого года или договорного периода в качестве постоянных рабочих, используемых в пределах определенных предприятий. Остальные трудоспособные члены семейств спецпереселенцев используются хозорганом в первую очередь при вербовках рабочей силы для сезонных и иных периодических работ тех предприятий хозоргана, в районе которых расположены поселки спецпереселенцев, привлекаемых к работе.
В случаях, вызываемы^ хозяйственной необходимостью, хозорганам предоставляется право производить переброску избыточной рабочей силы из числа спецпереселенцев, используемых на постоянных работах, из одного предприятия хозоргана в другое в пределах, определяемых ПП. При такого рода перебросках обязательно заблаговременное уведомление и согласование порядка переброски с ПП.
4. Общие условия труда спецпереселенцев в отношении зарплаты, продолжительности рабочего дня и дней отдыха, а также продовольственного, жилищного и санмедобеспе-чения в местах постоянной работы должны быть одинаковы с условиями аналогичных работ, выполняемых обычной рабочей силой.
Организация труда спецпереселенцев проводится на базе соревнования и ударничества с распространением на них поощрительных мероприятий за выполнение и перевыполнение норм.
5. Все обычные начисления (в том числе и взносы по соцстрахованию) и накладные расходы на зарплату рабочей силы хозоргана начисляются и на зарплату спецпереселенцев и полностью передаются в распоряжение ПП или организаций по его указанию в сроки, указываемые ПП (однако не чаще сроков зарплаты по действующим в данных предприятиях хозоргана колдоговорам). для использования этих начислений на медико-санитарное обслуживание спецпереселенцев и культурно-просветительные нужды.
6. Всем используемым на работах спецпереселенцам по спискам ПП хозорган выдает расчетные книжки, в которые вносятся все касающиеся зарплаты записи. Зарплата выдается спецпереселенцам в размере 75% их фактического заработка. Остальные 25% зарплаты передаются хозорганам в распоряжение ПП на покрытие его организационно-административных расходов. Передача этих средств производится хозорганом в порядке, указанном в п. 5 сего [документа ].
43
7. В целях создания прочной базы обеспечения спецпереселенцев продовольственными ресурсами, независимо от продовольственного обеспечения их на работах в предприятиях хозорганов, желательно при наличии у хо-зорганов свободных земельных фондов отводить спецпереселенцам пахотно-способные земли для обработки их силами и средствами самих спецпереселенцев.
В этих случаях хозорганы принимают на себя и заботу о снабжении спецпереселенцев сельскохозяйственными орудиями и инвентарем, тягловой силой и посевным материалом, разумеется, за счет средств самих спецпереее-ленцев, вносимых ими в устанавливаемые хозорганом хозяйственно-приемлемые сроки.
Вместо сельского хозяйства при подходящих условиях желательно оказание хозорганами помощи спецпереселенцам для организации огородничества, садоводства, пчеловодства и всякого рода иных занятий и промыслов, могущих обеспечить спецпереселенцев средствами к существованию.
8. Приведенные в предыдущем пункте мероприятия по обслуживанию спецпереселенцев являются дополнительными к прямому использованию спецпереселенцев в хозяйствах, предприятиях и на работах хозорганов.
Невозможность предоставления спецпереселенцам той или иной помощи к организации своих самостоятельных (подсобных) хозяйств не должна служить препятствием к заключению договоров, не предусматривающих такой дополнительной помощи, хозяйственная целесообразность которой для самих хозорганов заключается в том, что при незначительных временных затратах хозорганы, нуждающиеся в постоянном резерве рабочей силы, обеспечивают себе таковую, создавая прямую заинтересованность спецпереселенцев в прочном оседании в тех районах, куда они переселены на более или менее ограниченные сроки.
9. Как указано в п. 4 сего [документа ], спецпереселенцы при использовании их в хозяйствах, [на ] предприятиях и на работах хозорганов, удовлетворяются последними зарплатой, продовольствием, жилищами и санмедобслугой на местах работ на одинаковых условиях с обычной рабочей силой. Особо стоит вопрос об обеспечении жилищами, медицинским и продовольственным обслуживанием * семей спецпереселенцев, остающихся вне постоянного трудового использования в хозяйствах хозорганов.
Обеспечение семей спецпереселенцев жилыми помещениями и службами осуществляется: а) предоставлением семьям спецпереселенцев отдельных помещений под
44
жилье и службы, при наличии таковых у хозорганов и возможности передачи их спецпереселенцам без ущерба дли хозяйственных нужд самих хозорганов; б) постройкой для спецпереселенцев отдельных домов и служб целыми поселками в районах, выделяемых спецпереселенцам пахотных, огородных или садовых земель или в других пригородных для поселков местах; в) поселковое строительство ведется на земельных участках, особо отводимых земорганам; г) для постройки жилищ и служб максимально используются местные материалы — лес, саман, камышит и пр. Недостающие материалы ввозятся на места строительства за счет хозорганов; д) постройка жилищ и служб производится силами спецпереселенцев и ведется либо самим хозорганом, оплачивающим работу спецпереселенцев в порядке, указанном в п. 4, 5, 6 сего [документа ], либо аппаратом 1111 по особой договоренности с хозорганом.
В договоре этот момент оформляется следующим образом:
Первый вариант.
Хозорган выделяет из состава земель своих предприятий (а при отсутствии таковых за счет специальных фондов земорганов) земельный фонд, на котором ПП за счет хозоргана производит строительство жилых построек и служб для семейств спецпереселенцев по прилагаемому к договору эскизу построек. Стоимость предусмотренного эскизом дома, рассчитанного на 5 семейств (предельно 25 чел.), ролезной жилой площадью в 75 кв.м устанавливается в ... руб., считая рабочую силу, материалы и (внутренний или общий) транспорт. .
Строительство осуществляется отдельными поселками не менее ... домов в каждом с соответствующим (обычно в пределах 10% жилой площади) количеством служб.
В отдельных случаях, вызываемых производственными потребностями хозоргана, допускается по согласованию с ПП постройка в отдельных пунктах и меньшего количества домов.
Все возведенные в порядке настоящего пункта строения являются собственностью хозоргана.
Второй вариант17.
Хозорган выделяет из состава своих земель земфонд (а при недостатке таковых 3 за счет спецфондов земорганов), на которых силами спецпереселенцев производит строительство жилых построек и служб для семей спецпереселенцев по прилагаемым к договору планам и сметам.
Так в документе.
45
Работа спецпереселенцев оплачивается хозорганами в порядке п. 4,5 и 6 сего [документа ]. Хозорган обеспечивает строительство домов и служб всеми необходимыми строительными материалами.
Возведенные строения являются собственностью хозор-гана.
В обоих вариантах под службами понимаются постройка помещений, пригодных для использования под пекарни, бани, прачечные, школы, избы-читальни, амбулатории, бошшщн, ларьки, склады и т.п.
10. Санитарно-медицинское обслуживание поселков спецпереселенцев осуществляется либо средствами ПП, либо средствами хозорганов. В последнем случае ПП оставляет в распоряжении хозорганов предусмотренные п.5 взносы по соцстрахованию спецпереселенцев, и хозорган самостоятельно или по спецдоговоренности через органы Наркомздрава обслуживает спецпереселенцев в санитарно-медищшском отношении.
11. То же относится и к культурному обслуживанию семей спецпересеяенцев.
Возведенные в порядке строительства поселков помещения под школы, избы-читальни и пр., обслуживаются либо аппаратом ПП за счет упомянутых в п.5 средств, либо хозорганом, в распоряжении которого в таких случаях оставляется соответствующая часть упомянутых средств.
Первый вариант.
12. Охрана и управление спецпереселенцев и их семей осуществляется средствами и за счет ПП.
Второй вариант.
13. Охрана спецпереселенцев и их семей осуществляется силами и средствами ПП за счет хозоргана по особой договоренности.
14. Все заключаемые на месте договора с хозорганами на использование труда спецпереселенцев вступают в силу по утверждении их в центре (УЛаг ОГПУ). *
Начальник Главного Управления #
лагерями ОГПУ КОГАН
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 5, л. 9—11. Подлинник.
* Документ подписан зам. Начальника ГУЛага ОГПУ М.Берманом
46
МЕМОРАНДУМ ОГПУ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ВЫСЕЛЕНИИ КУЛАКОВ В «ПРЕДЕЛАХ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЯ
4 июля 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО *
ПП ОГПУ Запсибкрая т. Зековскому
4 июля 1931г. зам. Председателя ОГПУ т.Ягода и Начальник СОУ ОГПУ т. Евдокимов сообщают, что директивой ОГПУ № 201 от 21 марта было запрещено расселение кулаков внутри областей без особой санкции ОГПУ. По сообщению Начальника СибТООГПУ т. Васильца ПП ОГПУ Запсибкрая приступлено с 1 июля (помимо отправки на'гурфондов) к дополнительному выселению кулаке» в количестве 24 550 чел. до железной дороге и 22 ООО чел. по водным путям. 4
Директивами ОГПУ № 2206 и 288 ПП ОГПУ Запсибкрая было разрешено выселить в отдаленные местности края 40 ООО семей кулаков, по данным ПП ОГПУ Запсибкрая, ими уже выселено 39 788 кулацких семейств, таким образом, недовыселено до разрешенного количества лишь 212 семей.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. Выселение кулаков, начатое без санкции ОГПУ, немедленно приостановить .
2. Немедленно запиской по прямому проводу сообщить: какой контингент, в каком количестве семей, откуда выселяются, куда вселяются, как обеспечены трудоспособными главами — мужчинами.
3. ПП ОГПУ Запсибкрая разрешается лишь произвести довозку в районы расселения кулаков (выселенных в июне месяце) оставшийся натурфонд (лошадей, скот, сель-хозинвентарь, продовольствие).
Зам. Председателя ОГПУ Г.ЯГО ДА
Начальник СОУ ОГПУ ЕВДОКИМОВ
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 3, л. 60. Заверенная копия
47
МЕМОРАНДУМ ОГПУ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НА ТЕРРИТОРИЮ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЯ РАСКУЛАЧЕННЫХ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ19
7 июля 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО ГШ ОПТУ Залсибкрая т. За-ямскому
7 июля 1931 г. зам. Председателя ОГПУ т.Ягода сообщает, что в течение июля и первой половины августа в Запсибкрай будет завезено 10 ООО семей (10 ООО) кулаков. Вселяемые кулацкие семьи для хозиспользования и хозу-стройства должны быть переданы следующим хозор-ганизациям:
1) из Башкирии 5000 семей, отправляемых с 18 июля по 3 августа, передать Востуглю;
а) Анжеро-Судженские копи — 2000 семей;
б) Прокопьевска копи — 3000 семей;
2) на Московской области — 5000 семей (из них 2800 семей вместе с трудоспособными главами мужчинами и 2200 семей без глав, их главы — осужденные кулаки — бу- ^ дут доставлены из Акмолинска), отправляемых с 20 июня по
1 августа, — всех передать Кузнецкстрою. Зам. Председателя ОГПУ предлагает:
1. Организовать бесперебойную приемку на станциях выгрузки всех направляемых кулаков.
2. Надлежащим образом организовать охрану и чекистское обслуживание прибывающих кулаков, чтобы предотвратить бегство и возникновение эксцессов.
3. Проверять готовность хозорганизаций к приему и хо-зустройству вселяемых кулаков.
4. Проверить всех прибывающих кулаков с точки зрения обнаружения неправильно высланных согласно директивы ОГПУ № 246 от 3 апреля.
5. Регулярно информировать ОГПУ о ходе приемки и хозустройстве вселяемых кулаков, а также о всяких ненор-мальностях.
О точном времени прибытия эшелонов подучите расписания эшелонов по линии ТООГПУ.
Зам, Председателя ОГПУ Г.ЯГОДА
Г АРФ, ф. 9479, on. 1, д. 3, л. 66. Заверенная копия
48
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ГУЛага ОПТУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
13 июля 193 J г.
ГШ ОГПУ по Западной
Ранит
К<даиа:СибЛагОП1У По вопросу: Q дорщцкс снабжения спецпереселенцев.
В развитие нашей телеграммы № 18Ш2 от 10.08 для Вашего сведения сообщаем:
1. До последнего времени в вопрос снабжения спецпереселенцев не било внесем» должной ясности. С одной стороны, для спецнсресслсжцеа прошлогоднего расселения Союзнаркомснабом отпускались специальные фонды, параллельно с этим отдельные хозяйственные предприятия, связанные с работой спецперсселенцев, входили непосредственно или через краевые организации с ходатайством в НКСиаб об отпуске им продовольствия, включая в свой контингент рабочих также и спецпереселенцев.
Таким образом, на одаих и тех же спецпереселенцев снабжение могло быть отпущено дважды: из специального фонда и в порядке снабжения отдельных хозяйственных предприятий. Как следствие должны были образоваться совершенно нецелесообразные запасы, особенно недопустимые в нынешних условиях напряженного состояния ресурсов страны или, что еще хуже, все излишне выделенные фонды израсходованы не по полному назначению. Поскольку в текущем квартале недостатки эти полностью еще не изжиты, необходимо принятие с Вашей стороны действенных мер, чтобы в результате указанного положения не образовалось излишних запасов. В случае обнаружения параллельного отпуска снабжения излишки подлежат зачету в счет отпуска иа последующий период времени.
В дальнейшем, начиная с будущего IV квартала, предполагается установить порядок, исключающий возможность параллельного отпуска снабжения, о чем Вы будете своевременно информированы.
2. Как общее и обязательное правило, спецпереселеицы, занятые в промышленности, в отношении норм довольствия приравнены к категориям вольнонаемных рабочих предприятий, ще они работают.
49
В отношении членов сшей таких спецпереселенцев ус* тановлен оптуск (в день на едока):
муки — 300 грамм
крупы — 30 »
рыбы — 75 »
сахара — 12 »
Примечание: в отношении спецпереселенцев, переданных предприятиям, находящимся на централизованном снабжении (Цветмет-золото, лесопромышленные организации) снабжение как рабочих-спец-переселсицев, так равно и их семей приравнивается к снабжению рабочих и семей рабочих эпц предприятий.
В данном случае необходима тщательная проверка на местах степени обеспеченности продовольствием семей рабочих-спецпереселенцев. Работающие спецпереселенцы, осевшие на сельском хозяйстве, получают снабжение в размере специального пайка продовольствия, установленного Наркомснабом для сельскохозяйственных рабочих (постановление НКСнаба СССР №540 от 27.05.1931 г.), а именно (в килограммах в месяц):
мука — 17,2
крупа — М
рыба — 2,0
сахар — 0,8
чай натур. — 50 г в квартал
Иждивенцам таких спецпереселенцев полагается:
муки — 6,0
крупы — 0,75
рыбы — 2,25
сахара — 0,36
чая-суррог. — 0,09
3. Снабжение спецпереселенцев производится из особого фонда, отпускаемого НКСнабом непосредственно в распоряжение ОГПУ, и распределяется по назначению СибЛагом ОГПУ.
4. Необходимо иметь в виду, что фонд для спецпереселенцев всех категорий определяется ориентировочно из расчета использования на работах 60% общего их количества с отнесением остальных 40% к иждивенцам.
Фактически, по имеющимся данным, количество работающих в ряде случаев составляет всего лишь 40%, а иногда опускается даже до 20%.
В связи с этим выделяемый фонд окажется превыша
50
ющим действительную потребнослъ в продовольствии работающей и неработающей частей спецпереселенцев.
Далее при определении потребного для спецпереселенцев и их семей продовольствия к расчету принимается дислокация количества семей в составе 5 едоков каждая.
Поскольку, однако* и дислокация, и фактическое число едоков семьи будет расходиться с контрольными цифрами, и здесь возможны серьезные расхождения между планом снабжения и действительной потребностью в таковом. Поэтому для проведения отпускаемого для спецпереселенцев должного соответствия действительной потребности, предупреждения возможности излишнего завоза снабжения в одни районы и недоснабжения других районов требуется организация особо тщательного у чета:
а) действительного количества семей;
б) общего числа едоков с разбивкой:
в) на занятых в промышленности (указать наименование предприятия);
г) осевших на сельском хозяйстве (с обязательным подразделением той и другой групп на работающих и иждивенцев).
Проверенные данные должны быть сообщены нам в кратчайший срок с сообщением в последующем обо всех изменениях состава.
5. Наряду с этим необходимо неослабное наблюдшие и за правильным расхождением по прямому назначению всеми хозорганизациями, на работах коих заняты спецпереселенцы, приходящегося на долю последних и их семей продовольствия, ни в коем случае" не допуская обезличивания и использования этого снабжения в другом направлении и тем самым снижения пайка рабочих-спецпереселенцев и их семей.
С этой целью необходимо иметь наблюдение не только за правильным расходованием продовольствия, но и правильным составлением подлежащими хозорганизациями продовольственных планов и заявок с учетом действительного количества работающих спецпереселенцев и неработающих членов их семей.
6. Обращаясь к текущему моменту, сообщаем, что:
а) в III квартале для спецпереселенцев с семьями, переданных на работы Цветметзолото и лесопромышленным организациям, находящимся на централизованном снабжении, предметы снабжения отпускаются в порядке централизованном, непосредственно названными предприятиями;
51
6) дм остальных предагщтай, в ксжх занята шекере-седсицы (Востокуголь, Кузнецкстрой) фонды выделены нами. Необходимо, однако, прежде чем направить этц фонды по назначению, немедленно проверить, не получено ли этими предприятиями приходящееся на долю представленных им спецпереселенцев снабжение по линии крайс-иабов и, если получено, в достаточном ли количестве для обехздчення рабочих спевдюреселешдев и их семей.
В зависимости от результатов Вами дается направление выделенному СибЛагу фовду;
в> для всех остальных отецпереселенцев на III квартал в наше распоряжение отпущено снабжение в количестве, указанном в прилагаемой ведомости.
Необходимо, однако, иметь в виду, что по состоянию ресурс» страны для рабочих по Западней Сибири ft III квартале не предполагается отпуска жиров ни на текущий квартал, ни для завоза, ерпуек рыбных товаров будет произведен в размере не свыше 64% квартальной потребности по нормам, завоза же не будет вовсе, точно так же нельзя рассчитывать яв мясо, во всяком случае отпуск последнего, если и будет, то в крайне ограниченных размерах* Возможно исключение для отдельных небольших групп рабочего населения.
Само собой разумеется, что всякие изменения в сторону улучшения рабочего снабжения должны будут распространяться и на рабочих из спецпереселенцев, за соблюдением чего предприятиям также необходимо иметь наблюдение.
Повторяем, расчет продовольствия произведен на количество спецпереселенцев сообразно имеющейся у нас дислокации, которая также препровождается Вам для тщательной ее выверки.
Выверенную дислокацию вышлите нам с разбивкой всего контингента спецпереселенцев применительно к указаниям, произведенным в п. 4 сего [документа ].
Поскольку в отношении Западней Сибири все снабжение для спецпереселенцев передается в непосредственное распоряжение СибЛага, отпуск продовольствия в указанном выше случае должен быть произведен местной кооперацией за наличный расчет.
Меры к ускорению отгрузок СибЛагу нами принимаются.
Мы добиваемся отпуска продуктов в сроки по согласованию с Вами, однако, правильней ожидать, что отгрузка будет произведена в июле, августе и сентябре равномерными партиями.
До сего времени Союзхлебом дано распоряжение своей
52
Новосибирской конторе № 08208 об отпуске в адрес СибЛага:
муки — 6450 тонн
крупы — 575 тонн.
В ближайшие дни на места будут отпущены все остальные наряды. Расчеты за все продукты, отпускаемые для спецпереселенцев по Западней Сибири, производятся в порядке, централизованном через Московскую областную контору Госбанка, тек. счет финотдела ОГПУ № 9747.
Не позже 13 сего месяца определяется отпуск для спецпереселенцев по Западной Сибири промтоваров. Намечается отпуск швейных изделий (хлопчатобумажных), обуви, ниток, папирос и мыла, все в минимальных количествах.
Все отправки производятся Вами по льготному тарифу форма № 4.
Реализация предметов снабжения производится с наценками, предусмотренными постановлениями Наркомс-наба СССР от 4.03 № 213 и 7.05 № 471.
О ходе поступления грузов в общем положении со снабжением спецпереселенцев Вам надлежит подекадно кратко информировать нас по телеграфу.
Приложение: на 2 листах.
Зам. Начальника ГУ Лаг ОГПУ М.БЕРМАН
ГАРФ, ф. 8479,on. 1, д. 5, л. 21—21а. Заверенная копия
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ОГПУ ОБ УСИЛЕНИИ ВНИМАНИЯ К ВОПРОСАМ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
21 июля 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ПП ОГПУ Казахстана, Урала, Севкрая, Западной Сибири, Восточной Сибири, ЛВО, Нижкрая, Средней Азии, СКК, ДВК, ГПУ Якутии
Имеющиеся материалы о положении спецпереселенцев характеризуют тяжелые условия жизни и работы, в особенности контингентов, расселенных в 1930 ив начале
53
1931 г. Существующие ненормальности свидетельствуют о невнимательном отношении хозорганов к вопросам устройства и обслуживании спецпереселенцев- и в основном заключаются в следующем:
1. В большинстве договора с промышленными предприятиями и сельхозорганизациями не заключены. Имеющиеся договора в достаточной мере не обеспечивают их жилищное и бытовое устройство, лечебную помощь, культурное обслуживание, снабжение продовольствием. v
2. Наблюдается нерациональное использование хозорганизациями рабсилы из спецпереселенцев, отсутствие стимулов к поднятию ими производительности труда. Часть трудоспособных вовсе не используется.
3. Для подростке», нетрудоспособных , беременных женщин зачастую устанавливаются одинаковые нормы со здоровыми мужчинами. В некоторых местах нормы для спецпереселенцев увеличились вдвое по сравнению с вольнонаемными рабочими. Обессиленные подобным отношением спецпереселенцы выбывали из строя.
4. Во многих местах до сего времени не введены в систему расчетные книжки, зарплата своевременно не выдается, работающих обсчитывают и т.д.
5. В некоторых местах вместо 25% удерживают 27% с зарплаты спецпереселенцев .
6. Земфонды под огородные и другие культуры в большинстве не выделены, а там, ще выделены, —освоение происходит крайне медленно, вследствие отсутствия помощи и содействия. Отпущенные Наркомземом РСФСР средства на сельхознужды полностью не реализованы. Эти ненормальности служат тормозом для прочного оседания спецпереселенцев, создают у них впечатление временного пребывания на новых местах и, кроме того, всю тяжесть снабжения возлагают на государство.
7. Жилищные условия спецпереселенцев крайне тяжелы и неудовлетворительны. В качестве постоянных жилищ существуют бараки, в которых живут семьи при исключительной скученности (на Урале есть случай, коща на площади в 100 кв. м живут 400 чел.), ютятся с детьми в шалашах и всяких иных примитивных помещениях без окон, печей. Некоторые хозорганизации доходят до того, что не предоставляют спецпереселенцам свои пустующие помещения, расположенные вблизи густонаселенных бараков.
8. При таких тяжелых жилищных условиях к тому же отсутствуют санитарные мероприятия. Бани не везде оборудованы. Медпомощь недостаточна.
54
9. Культурно-воспитательная работа почти не ведется, работе среди молодежи не уделено должного внимания. Зафиксированы факты, когда детям спецпереселенцев отказывают в учении, из школы ликбеза выгоняют спецпереселенцев.
10. Администрация поселков (коменданты и охрана) в большинстве не соответствует своему назначению. Налицо факты сращения с кулаками.
11. У ряда хозяйственников существует мнение, что о спецпереселенцах заботиться нет надобности и что к ним надо применять какие-то особые повышенные производственные нормы. В районах даже у некоторых партийных работников существует такое же убеждение.
В связи с тем, что на ОГПУ возложена задача полного обслуживания и ранее переселенных кулаков, необходимо в короткий срок устранить указанные выше основные дефекты:
1) пересмотреть ранее заключенные договора и заключить новые, придерживаясь установок, изложенных в "Основных положениях к договорам ПП ОГПУ с хозорганами на спецпереселенцев" (послано 7 июля с.г. при № 188334). Вновь заключенные договора и дополнительные соглашения к ранее заключенным выслать в УЛаг ОГПУ на утверждение. На всех занятых в лесной промышленности (кроме транслесхозов) и Цветметзолото, нами здесь заключены генеральные соглашения, распространяющиеся и на всех спецпереселенцев, переданных этим организациям и в 1930 г.;
2) расклеить во всех местах работы и спецпоселках постановление ЦИК Союза от 3 июля , широко используя его в целях повышения производительности труда, снижения побегов, недовольств и проч.;
3) необходимо добиться от хозорганизаций стимулов к поднятию производительности труда спецпереселенцев. Директивные органы считают необходимым введение в договора специального пункта о поощрении и премировании тех спецпереселенцев, которые старательно работают и перевыполняют заданную норму. Обратить серьезное внимание на рациональное использование их.
О трудоспособных неиспользуемых на работах незамедлительно сообщайте нам с указанием причин;
4) в отношении использования труда подростков, беременных женщин добиться применения существующих
* Постановление ЦИК СССР от 3 июля 1931 г. о порядке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков.
55
правая Наркомтруда. Не допускать увеличения норм. Одновременно широко развернуть ударничество и трудовое соревнование;
5) Обеспечить выдачу всем работающим расчетных книжек, гарантировать своевременную оплату труда. За обсчитывание привлекать к ответствекносп|;
6) Процент отчислений от фактической зарплаты спецпереселенцев, передаваемый ОГПУ, ни в коем случае не должен превышать 25;
7) Добиться срочного выделения земфондов семьям и оказания содействия к быстрейшему их освоению. Отпущенные Наркомземом средства должны быть реализованы по назначению;
8) За летний*период закончить строительство жилищ постоянного типа. Обратить внимание на дооборудование и ремонт имеющихся домов/Закрепить за каждой семьей спецпереселеица постоянную жилплощадь;
9) Совместно с органами Наркомздрава организовать медпункты, наладив санитарно-медицинское обслуживание;
10) совместно с органами Наркомпроса создать сеть школ и изб-читален. Открыть пункты ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых. Особенное внимание уделить работе среди молодежи, директива о работе с которой будет на днях выслана;
11) провести чистку адмперсонала поселков, укомплектован таковые проверенными и работоспособными кадрами . Со всякого рода злоупотреблениями адмперсонала повести решительную борьбу, направляя дела их на Коллегию ОГПУ (в случае недостаточности разрешения их в дисциплинарном порядке);
12) по вопросу непонимания хозяйственными и партийными работниками установок партии по отношению к спецпереселенцам добейтесь соответствующих директив крайкомов на места;
О положении дел по всем указанным вопросам и о Ваших мероприятиях срочно информируйте ОГПУ.
Зам. Председателя ОГПУ Г.ЯГО ДА
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 3, л. 81—85. Подлинник
56
ИНФОРМАЦИЯ ГУЛага ОГПУ ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ НА МЕСТА О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА В СПЕЦПОСЕЛКАХ
7 августа 1931 г.
ПП ОГПУ Отдел по спецяе-
Обследованшши установлены случаи назначения на работы несовершеннолетних детей спецпереселенцев. Отмечены безобразные явления привлечения к труду 7-летних детей.
Предупреждая о необходимости привлечения к строжайшей ответственности всех виновных в таких недопустимых явлениях, предлагаю разъяснить всем районным и поселковым комендантам:
1. Подростков моложе 16 дет не назначать на работу в промышленности. Рабочий день для подростков в 16-18 лет — 6-часовой.
2. В виде исключения при наличии согласия врача и родителей возраст для работы в промышленности понижается, но не моложе 14 лет. Рабочий день для лиц моложе 16-ти лет — 4-часовой.
3. В сельском хозяйстве спецпереселенцев, ведущемся на артельных началах, допускается с согласия родителей использование подростков не моложе 12 лет, но для выполнения только легких работ и с соблюдением правила о рабочем времени для несовершеннолетних.
4. На работы, производимые распоряжениями комендантов, по строительству поселков, благоустройству, дорожным работам и т.д. никоим образом не привлекать подростков моложе 14 лети соблюдать правила о сокращенном рабочем времени.
Зам. Начальника Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМАН
ГАРФ,ф. 9479, on. 1, д. 5, л. 32. Заверенная копия
57
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ГУЛага ОГПУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПОБЕГАМИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ23
17 августа 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Всем отделам, инспекциям по спецпереселенцам ПП ОГПУ, СибЛаг, СазЛаг, ДальЛаг ОГПУ
До настоящего времени отделы по спецпереселенцам не уделили должного внимания вопросу борьбы с побегами. Между тем имеющиеся материалы говорят о значительных размерах побегов из ряда краев и областей и малом проценте задержаний.
Основные мероприятия по борьбе с побегами должны идти по линии:
1. Создания таких материально-бытовых условий, кои сокращали бы стимулы к побегам.
2. Усиления агентурно-оперативной работы и
3. Усиления охраны.
Нынешнее материально-бытовое положение спецпереселенцев в основном надо считать неудовлетворительным, и поэтому отделам по спецпереселенцам надлежит принять решительные меры к тому, чтобы в ближайшее время добиться перелома и улучшений в положении спецпереселенцев. Наряду с поднятием материального благополучия спецпереселенцев, улучшения их жилищных условий и санитарно-медицинского обслуживания необходимо обратить серьезное внимание и на такие вопросы, как соединение глав семей с их семьями, которые по каким-либо причинам были разъединены. Этим мероприятием мы уничтожим один из серьезных стимулов к побегам.
Кроме указанного повседневной работой в вопросе непосредственной борьбы с побегами надо считать усиление охраны и агентурно-оперативные мероприятия.
Необходимо подчеркнуть, что при существующих штатах комендатур мы не можем говорить об окарауливании спецпереселенцев и охране их вооруженной силой. Отделам по снецпереселенцам следует провести наличным штатом такие организационные и агентурно-оперативные мероприятия, которые в значительной степени предотвратили бы готовящиеся побеги.
Эти мероприятия в основном сводятся к следующему:
1. Необходимо изучить территорию расселения спецпе
58
реселенцев, окружающие районы, пути сообщения, малопроходимые дороги, тропинки с тем, чтобы определить пункты, через которые в большинстве проходят беглецы.
2. В важнейших пунктах необходимо организовать пешие и конные заставы, оперативные группы (оружие применять только в самых крайних случаях).
3. В поселках необходимо насадить специальную сеть из спецпереселенцев с таким расчетом, чтобы обеспечить выявление подготовок к побегам спецпереселенцев.
4. Насаждение сети (через РУП) производить также среди окружающего вольного населения с тем, чтобы устанавливать беглецов, их маршруты, укрывателей и т.д. Связать эту сеть с опергруппами, заставами.
5. Организовать активные группы содействия из партийцев, комсомольцев и советского актива для задержания беглецов и оказания вооруженной поддержки в ну ясных случаях.
6. Установить тесную связь с партийными организациями, сельсоветами, милицией для успешной борьбы с побегами.
7. На работах, как правило, установить ответственность десятников и бригадиров за побеги спецпереселенцев.
8. Поселок разбить на кварталы, назначив квартальных старшин (или уполномоченных) из спецпереселенцев, коим вменить в обязанность вести учет живущих в домах, уходящих и приходящих с работ спецпереселенцев.
9. Закрепив за определенными домами определенные семьи, производить систематическую проверку наличия спецпереселенцев в поселках.
10. Привлечь к активной борьбе с побегами молодежь, порвавшую связь с контрреволюционной частью кулачества и проявившую себя с положительной стороны.
Наряду с этими мероприятиями необходимо:
1. Привлекать к ответственности вольных граждан, оказывающих активное содействие беглецам и их укрывателям.
2. Привлекать к ответственности комендантов, их помощников и милиционеров, если побег является результатом их бездеятельности.
3. При ведении следствия выяснить причины побегов с тем, чтобы привлекать к ответственности виновников не-нормальностей, которые способствуют побегам.
В отношении привлечения к ответственности бежавших спецпереселенцев иметь в виду следующее:
а) на добровольно возвращающихся беглецов следственных дел не заводить, ограничившись внушением, выгово
59
ром или арестом до 30 суток, в зависимое» от причин побегав;
б) за одиночные побега на первый раз ограничиваться арестом до 30 суток. Деда решаются отделом по спецпереселенцам и утверждаются ПП ОГПУ;
в) дела за квалифицированные побега (повторные, организованные, вооруженные, с убийством, грабежом, разоружением охраны и т.д.) необходимо оформлять по УПК и рассматривать на Тройках ПП ОГПУ.
К лицам, проявившим себя активно в борьбе с побегами, необходимо применять поощрительные меры:
1. Объявлять благодарность охране и низовой администрации из спецпереселенцев;
2. Премировать деньгами информаторов и вольное население из сумм, отпускаемых на оперативные расходы.
О ваших мероприятиях по существу вышеизложенного информируйте Главное Управление лагерями ОГПУ внеочередным донесением. Представьте смету расходов (на сентябрь—декабрь 1931 г.) по борьбе с побегами.
Зам. Начальника Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМАН
ГАРФ, ф. 9479, on. 1, д. 5, л. 41—42.
Подлинник
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ГУЛага ОГПУ О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКОВ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ С ЛИЦАМИ, НЕ ЛИШЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ24
Август 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Всем отделам, инспекциям по спецпереселенцам ПП ОГПУ, ДальЛаг, СааЛаг, СибЛаг ОГПУ
Со стороны некоторых местных органов ОГПУ поднят вопрос о возможности допущения браков спецпереселенцев с вольными гражданами.
Принимая во внимание, что лишение гражданских прав и права свободного выбора местожительства спецпереселенцами не может служить основанием к запрещению их
60
вступать в браки с вольными гражданами, браки спецпереселенцев с вольным населением разрешаются и ограничений в этом отношении не должно быть. Для ориентировки разъясняем:
1. Браки спецпереселенцев с вольными гражданами регистрируются в ЗАГСах обычным существующим порядком.
2. Фактом вступления в брак с вольными гражданами спецпереселенцы не снимают с себя гражданских ограничений, точно так же, как и вольные граждане, не лишаются своих прав.
3. Изменения в правовом положении спецпереселенцев, вступивших в брак с вольными гражданами, делаются каж-дый раз путем индивидуального подхода к каждому отдельному случаю (в зависимости от поведения спецпереселенца или спецпереселенки, их отношения к труду, выполнения норм и т.п.).
Примечание: эту льготу необходимо применять в особенности к той части молодежи, которая порвала связь с контрреволюционной частью кулачества. ^
4. Снятие ограничений со спецпереселенцев, вступающих в брак с вольным населением, производится по их заявлениям исключительно ЦИКами союзных и автономных республик, краевыми и областными исполкомами.
Примечание: в таких случаях каждый раз требуется отзыв Отдела по спецпереселенцам ПП ОГПУ.
5. Вольный гражданин или гражданка, вступившие в брак с переселенцем и [ли ] переселенкой, могут быть допущены для проживания в спецпоселках, что ни в коей мере не ограничивает их в гражданских правах.
По вопросу записи актов гражданского состояния-спецпереселенцев разъясняем:
1. Запись актов гражданского состояния спецпереселенцев производится обычным порядком ЗАГСами при РИКах.
2. Комендантами поселков впредь до организации столов актов гражданского состояния ближайших РИКов разрешается производить предварительную запись с последующей передачей для оформления в ближайшие 3АГСы при РИКах. В таких случаях коменданты производят записи по существующим формам ЗАГСов.
Начальник Главного Управления
лагерями ОГПУ КОГАН
Г АРФ, ф. 9479, on. 1, д. 5, л. 43. Заверенная копия
61
ДИРЕКТИВНОЕ ПИСЬМО ГУЛага ОГПУ О ПОРЯДКЕ ВОССОЕДИНЕНИЯ СЕМЕЙ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
16 октября 1931 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Всем полномочным представителям ОГПУ. Всем начальникам Управлений исправительно-трудовыми лагерями ОГПУ
Из получаемых с мест материалов о семьях спецпереселенцев, не имеющих глав семей, установлено, что в исправительно-трудовых лагерях ОГПУ содержится значительное число глав семей спецпереселенцев, осужденных не только по ст. 58 п. 10 УК [25], но и по другом статьям УК.
Кроме того, установлено, что в порядке внутренних перебросок большое количество осужденных глав семей спецпереселенцев находится в лагерях не не территории того ПП, где находятся их семьи.
Поэтому в развитие моей директивы № 281 предлагаю:
Для соединения с семьями, высланными в порядке спецпереселения, произвести тщательную индивидуальную проверку контингента заключенных, осужденных по следующим статьям УК [на срок ] не свыше трех лет:
ст. 58, п. 10 — контрреволюционная агитация; ст. 59, п.12 — нарушение правил о валютных
операциях (имеются в виду осужденные за спекуляцию серебряной монетой); ст. 61 — уклонение от государственных
повинностей; ст. 62 — сокрытие объектов обложения; ст. 79, п.1 — хищнический убой скота; ст. 82 — побег с места высылки или заключения
(имеются ввиду главы семей, бежавшие из
поселков);
ст. 87-а — нарушение законов о национализации
земли; ст. 107 — спекуляция.
Начальникам управлений лагерей составить на таковых списки и для проверки правильности указанных заключенными данных о составе и местонахождении их семьи выслать в то полномочное представительство, на территории которого по заявлению заключенного находится его семья.
Копии списков выслать в Главное Управление лагерями
62
ОГПУ* По проверке и утверждении Главным Управлением лагерями ОГПУ списков [лиц], не подлежащих освобождению и направлению к семьям тех заключенных, которые содержатся в лагере на территории того же, что и их семьи, передавать непосредственно по поселкам, доставляя их конвоем лагеря.
Заключенных же, семьи которых находятся на территории другого ПП, направлять этапом в пункты по указанию соответствующего ГШ, причем в последнем случае таковую разбивку по поселкам и доставление на место производить своими силами.
Разъясняю, что соединение семей спецпереселенцев с их главами должно производиться исключительно путем направления глав к их семьям, а не наоборот.
Настоящая директива распространяется только на тех заключенных, которые являются главами семей, высланных в порядке спецпереселения, осужденных по указанным выше ст. УК на срок не выше трех лет.
Зам. Начальника Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМЛН
ГАРФУ ф. 9479, on. 1, д. 3, л. 127— 128. Подлинник
ЦИРКУЛЯР ГУЛага ОГПУ О ПОСТАНОВКЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
13 ноября 1931г.
СЕКРЕТНО
Начальникам отделов по спецпереселекцам ПП ОГПУ, ГПУ Якутской АССР
ГУЛаг ОГПУ обращает Ваше внимание на недопустимое состояние культурно-просветительной работы среди спецпереселенцев, особенно среди молодежи и детей. Учебный год фактически сорван. Обеспеченность школами не превышает 10%, местами падая до 5-6%. Массовая работа не развернута. Избы-читальни, красные уголки насчитываются единицами. Печать распространяется очень Слабо. Наши директивные указания в жизнь прово
63
дался далеко не в достаточной степени.
Отдельные факты положительной работы свидетельствуют о большом значении этого участка работы для выполнения задач, поставленных партией и правительством по освоению спецпереседенцев. Там, ще работа поставлена, как правило, наблюдается увеличение производительности труда, ускоряется строительство, организовываются ударные бригады и т.д.
Культурно-просветительная работа должна содействовать поднятию производительности труда, развитию трудового соревнования, ударничества, ускорению освоение спецпереселенцев и разоблачению всех контрреволюционных и антисоветских слухов. Систематическое разъяснение политики партии и советской власти, успехов международного революционного движения, освещение кризиса капитализма, особенно в области сельского хозяйства, должно занять центральное место в массовой работе.
ГУЛаг ОГПУ предлагает в самый кратчайший срок принять все необходимые меры к развертыванию культурно-просветительной работы среди спецпереселенцев:
1. В кратчайший срок добиться развертывания всей школьной сети и максимального охвата детей учебой.
Для чего необходимо:
а) ударными темпами закончить постройку начатых школ;
б) там, где по местным условиям невозможно окончание постройки в срок, организовать обучение детей во временных помещениях, освобождая для часов занятий часть под-ходящих бараков, контор производителей работ и т.д. В этих случаях надо обратить внимание на санитарное состояние мест занятий, перед каждым занятием удостоверяться в отсутствии больных или подозрительных по инфекционным заболеваниям;
в) разместить всех детей спецпереселенцев в существующую сеть школ. В случае отдаленности школ организовать интернаты в местах нахождения школ. Питание детей, находящихся в интернатах, должно быть организовано за счет причитающихся им норм, расходы по организации интернатов производить за счет местных средств, хозор-ганизаций и привлечения средств родителей;
г) для обеспечения педагогическими кадрами еще раз обратиться к органам народного просвещения и комитетам ВЛКСМ с указанием на необходимость выделить кадры педагогов. В этом случае нельзя останавливаться перед внутрирайонным распределением педкадров, снятия учителей со шкал, наиболее обеспеченных преподавате
64
лямн при условии передачи их групп преподавателям, ведущим по одной группе, или замену их комсомольцами, специально выдвинутыми для этой работы . Тем же органам ОНО, которые будут отказываться от выделения педагогов ссылками на неприезд педагогов в счет разверстки Центра, указать, что это обстоятельство ни в коем случае не может служить препятствием к посылке педагогов в спецпоселки. Органы ОНО смогут заменить прибывшими из Центра снятых местных педагогов;
д) отсутствие учебников и тетрадей также не межет служить причиной оттяжки занятий. Тетради временно можно заменить листками бумаги, чистой стороной архивных бумаг и т.д.
Необходимо добиться снабжения учебными пособиями хотя бы преподавателей;
е) все мероприятия по развертыванию школьной сети должны быть проведены через органы ОНО;
ж) необходимо договориться с краевыми организациями (крайком ВКП(б), ВЛКСМ, крайОНО) о срочной организации трех-четырех педкурсов по подготовке преподавателей из комсомольцев и членов партии. Курсы надо открыть не позже 15 декабря с.г.;
з) проверить включение в смету крайОНО на 1932 г. необходимых расходов на содержание всех школ и культурных учреждений среди спецпереселенцев. Согласно постановления правительства все расходы по культобслужива-нию спецпереселенцев в 1932 г. идут по линии НКпросов.
2. Немедленно приступить к ликвидации неграмотности и малограмотности, используя для этого все формы работы ОДН, особенно институт культармейцев. Необходимо в каждом бараке, общежитии, в поселках выявить лиц, могущих приступить к ликвидации неграмотности, произвести их соответствующую разбивку, держась при этом принципа максимального приближения места занятия к месту жительства. Выявленные культармейцы в первую очередь должны быть прикреплены к своим баракам, поселкам и т.д. Причем при разбивке на группы исходить из возрастных и др. показателей, стремясь создать сравнительно однородные группки. Перед началом занятий ОНО и ОДН должны провести инструктаж с выделенными культармейцами, в дальнейшем обращать особое внимание на постоянный инструктаж культармейцев. Необходимые материалы и пособия изыскать на месте. На разбивку групп по ликбезу надо обратить особое внимание,
* Так в тексте.
65
так как в будущем эти группы смогут быть использованы как инициаторы соревнования, санпоходов и т.д. При разбивке надо избегать какого-либо административного нажима, понуждения и т.д. Вся организационная работа должна быть закончена не позже 10 декабря 1931 г.
3. Разворачивание библиотечной сети не должно задерживаться из-за отсутствия помещений и постоянного книжного фонда. Необходимо сделать основной упор на передвижные формы библиотечной работы. Самые низовые приемщики книг могут быть выделены из самих же спецпереселенцев, которые должны держать связь с соседними избами-читальнями, районными библиотеками и т.д. Способы доставки книг определите на месте, исходя из местных особенностей.
4. Организация массовых форм работ, хоровые, драматические, физкультурные кружки, кружки радиослушателей, групп содействия добровольным обществам — Союзу воинствующих безбожнике», Автодор, ОДР, ОДН, РОКК, и Друг детей" — должна встретить самую активную поддержку и помощь.
Спецпереселенцы не могут состоять действительными членами этих обществ и могут организовывать только группы содействия, на организацию которых надо обратить особое внимание.
Предложить добровольным обществам наладить выезды в поселки проверенных активистов, обязательно членов партии или комсомольцев, для проведения организационной работы и дальнейшего руководства.
Все кружковые работы, как-то: выписка литературы, приобретение материала для постановок должны быть построены в основном с расчетом на привлечение средств спецпереселенцев. В то же время необходимо в первое время обеспечить возможность разворачивания работы ассигнованиями из соответствующих фондов.
5. Основной формой массовой работы должна явиться беседа, что помимо ряда преимуществ дает возможность лучшего изучения спецпереселенцев и лучшей индивидуальной обработки. Беседы необходимо проводить регулярно и по заранее выработанному плану.
От организации массовых собраний для культурно-просветительной работы необходимо воздержаться. Перед каждой беседой беседчики должны получать соответствующие инструкции от коменданта, который дает задание мобилизовать внимание спецпереселенцев на том или ином вопросе работы. После каждой беседы беседчик сообщает коменданту о результатах беседы. Кадры беседчиков должен
66
выделить райком ВКП(б). К каждому поселку необходимо прикрепить кадр беседчиков. Комендатуры должны оказывать им необходимую помощь средствами передвижения.
6. Культпросветработа среди спецпереселенцев, занятых на производстве, проводится как по линии комендатур, так и по линии культсекторов соответствующих профорганизаций. Им должно быть разрешено посещение клубных постановок, кино, докладов, бесед» кружков и т.д., проводимых в клубах, красных уголках, пользование библиотекой, но членами клубе», добровольных обществ состоять они не могут. Спецпереселенцы, как это указывается в п.4 настоящего циркуляра, могут организовывать на местах своего жительства группы содействия ОВБ, Авто-дор, ОДР, ОДН, РОКК, "Друг детей44. С клубными кружками, общезаводскими организациями добровольных обществ они не связываются.
7. Особое внимание необходимо обратить на политический контроль работы низовых культактивнетов из спецпереселенцев и повседневное руководство ими._
Контроль всей работы в целом лежит на органах ОГПУ. Все организации руководят работой своих ячеек и отделений среди спецпереселенцев через комендатуры. Все директивы доводятся до сведения культактива спецпереселенцев через комендатуру.
8. Одной из основных задач работы среди молодежи является отрыв ее из-под влияния стариков. Для этого необходимо использовать и организационно закрепить отмечающуюся большую тягу молодежи к культпррсветработе.
В работе среди молодежи руководствуйтесь специальным постановлением ЦК ВЛКСМ по работе среди спецмолодежи (копия прилагается) .
Первыми шагами по расслоению молодежи является: выдвижение проверенной молодежи на работу руководителей групп содействия добровольным обществам, культармейцев, библиотекарей, книгонош и т.д., организация из молодежи производственных бригад, отдельных ликбеэовских групп, отдельных кружков, вовлечение ее в технические и производственные кружки, кружки по поднятию производственной квалификации, содействие организации отдельных общежитий дли проявившей себя молодежи.
Одной из форм поощрения хорошей и эффективной работы молодежи на производство должно явиться выдвижение ее на низовую культработу. Надо добиться такого положения, чтобы утверждение культармейцем, библиотекарем и т.д. расценивалось как оказание доверия. Вокруг этого вопроса необходимо создать соответствующее
67
общественное мнение.
9. Среди молодежи намечается определенная группа лиц, открыто заявляющих о своем разрыве с родными, и, что они не виноваты в том, что они дети кулаков, и этим пытаются подчеркнуть свой отход от родителей. Во всей разъяснительной работе среди молодежи необходимо разъяснять, что при оценке ее настроений будут исходить не из ее "словесных44 заявлений, а из ее поведения и качества работы в течение ближайших лет.
10. О всей проводимой культработе подробно освещать % разделе "культработа" ежемесячные доклады, представляемые согласно нашему циркуляру от 12.08.1931 г. за № 192142, отмечая в них, как достижения, так и недочеты, тормозящие развертывание культурно-просветительной работы.
Приложение: копия постановления ЦК ВЛКСМ от 5.10.1931г.
Зам. Начальника Главного Управления
лагерями ОГПУ М.БЕРМАН
ГАРФ,ф. 9479, on. 1, д. 5, л. 83—87. Заверенная копия
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ФУНКЦИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВАХ ПОСЕЛКОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РАЙОНАХ РАССЕЛЕНИЯ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
25 октября 1931 г.
СЕКРЕТНО
I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1. Для административного управления спецпереселенцами и для организации их труда и быта создаются в -спец-поселках комендатуры ОГПУ.
2. Поселковые комендатуры в части обязанностей, возлагаемых на них органами ОГПУ, подчиняются или непосредственно отделам по спецпереселенцам при ПП ОГПУ, или участковым и районным комендатурам (в зависимости
68
от местной структуры).
3. Штаты комендатур определяются ОГПУ.
4. Назначения, перемещения и смещения работников ко-мендатур производятся порядком, устанавливаемым ОГПУ.
5. Комендатуры ОГПУ в спецпоселках кроме своих специальных оперативных и хозяйственных функций осуществляют обычные административные функции, присвоенные административным советским органам в населенных местах, руководствуясь положением о сельсоветах.
6. Все законы СССР, отдельные распоряжения правительства и местных органе» власти, касающиеся всех граждан и, в частности спецпереселенца, проводятся в спецпоселках через комендатуры ОГПУ, которые следят за точным их исполнением спецпереселенцами.
il обязанности спецпереселенцев
1. Все трудоспособные поселенцы обязаны заниматься общественно полезным трудом.
2. Выбор места и характера работы для спецпереселен-цев является правом органов ОГПУ, управляющих спецпереселенцами. Примечание: Работы для спецпереселенцев могут быть: 1) работа по найму в государственных и кооперативных хозорганах; 2) работа в сельском хозяйстве на основах неуставных артелей; 3) работа в специально организуемых кустарных предприятиях на основах неуставных артелей; 4) работа по предложениям комендатуры по поселковому, дорожному строительству, раскорчевке и мелиорации земель и т.д. Такие работы подлежат оплате как работа по найму.
3. Полное освобождение от всякой работы производится: комендатурой ОГПУ в необходимых случаях через врачебные комиссии.
Примечание: освобождение от работы ввиду временной потери трудоспособности происходит на общих существующих для кадровых рабочих основаниях.
4. Спецпереселенцы и их семьи, прикрепленные к определенным поселкам и домам, не имеют права без разрешения комендатуры ОГПУ менять как место жительства, так и квартиру.
5. Спецпереселенцы и их семьи не имеют права без разрешения комендатуры ОГПУ отлучаться за пределы поселка, в котором они проживают, за исключением тех случаев, когда отлучка связана с посещением мест работ, указанных комендатурой ОГПУ.
69
No comments:
Post a Comment